Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сцена смены поколений

Объявлены лауреаты «Золотой маски»: главный приз достался Ярославскому театру драмы за спекталь «Без названия»

Объявлены лауреаты «Золотой маски». Итоги фестиваля в очередной раз обострили всё более нагнетаемый в театральной среде конфликт между старым и новым.

В Москве на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко прошла XIX церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска», завершившая фестиваль, который продлился три месяца, собрав около 100 спектаклей из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Режиссёром церемонии уже не в первый раз выступила Нина Чусова, в начале нулевых много работавшая в Москве. Никаких особенных изысков в решении вечера не было – всё внимание было сосредоточено на оглашении номинантов, которое происходило максимально динамично и без официозного пафоса, при полном свете в зрительном зале. Главный режиссёрский ход заключался в том, что каждого лауреата сопровождали до сцены операторы и на экран крупным планом проецировалось его лицо.

Самым неожиданным из решений жюри драматического театра стала победа в основной номинации «Спектакль большой формы» ярославского Театра им. Ф. Волкова с постановкой его художественного руководителя Евгения Марчелли «Без названия» по чеховскому «Платонову».

За всю историю «Маски» это всего лишь второй случай, когда премия за лучший спектакль присуждается театру за пределами Москвы и Петербурга, причём первый прецедент был создан аж в 1996 году, когда победу одержала «Буря» Молодёжного театра из Казани.

И тут, конечно, можно порадоваться и за старейший в России театральный коллектив, в последние годы вставший на путь обновления и избавившийся от репутации одного из самых замшелых провинциальных театров, и за режиссёра Евгения Марчелли, уже несколько десятилетий ведущего подрывную авангардную деятельность в труппах самых разных городов. Как и за его любимого актёра Виталия Кищенко, сыгравшего в спектакле главную роль и получившего награду ещё и в актерской номинации.

Однако нельзя отделаться от ощущения, что этот выбор жюри был совсем не признанием триумфа Марчелли, а просто компромиссом членов коллегии, не сумевших прийти к общему мнению из-за принципиально разных взглядов.

«Без названия» — работа талантливая, красивая и концептуальная, но по степени мастерства она явно уступает традиционным «Талантам и поклонникам» Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского и «Пристани» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова, а по радикальности — «Году, когда я не родился» Константина Богомолова в Театре Табакова и «Маленьким трагедиям Пушкина» Виктора Рыжакова в «Сатириконе».

Впрочем, «Пристань» Туминаса получила спецприз жюри – и на сей раз эта награда выглядит совсем не утешительной, а по-настоящему почётной и мотивированной именно в таком качестве. Потому что Туминас поставил спектакль, во всех отношениях уникальный, с которым вряд ли способна состязаться хоть одна постановка, находясь в той же весовой категории. Он занял в одном действе всех старейшин своего театра, для каждого сочинив сольную партию и дав легендарным уже актёрам и актрисам сыграть любые роли, какие они только захотят.

В результате родился спектакль, в котором давно забытое великое театральное прошлое вдруг является во всём блеске, чтобы в последний раз попрощаться со зрителями.

Получать премию на сцену вышло чуть ли не полтруппы Вахтанговского театра, включая и его главную Турандот Юлию Борисову, и 97-летнюю Галину Коновалову, актрису, больше 60 лет игравшую эпизоды и только при Туминасе вдруг вышедшую на главные роли. Актрисы остро и едко перешучивались между собой, иронизировали на политические и театральные темы, а зал встретил вахтанговцев стоя, и это было, наверно, впервые в истории спецпризов «Золотой маски».

Ещё один спецприз жюри явно и бесхитростно обозначил очень актуальную для «Маски» этого года проблему конфликта поколений: был награждён «творческий дуэт Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной».

Формулировка, честно говоря, очень странная. Тандем молодого режиссёра, всего за несколько лет ставшего одним из главных в стране возмутителей театрального спокойствия, и художницы, разрушающей всякие представления о сценическом пространстве, участвовал в фестивале со спектаклем «Злая девушка» питерского ТЮЗа им. Брянцева. Но название постановки в дипломе спецприза не было указано — и получается, что премию Волкострелову и Перетрухиной жюри дало как бы просто так, за сам факт существования и совместной работы, что выглядит слегка абсурдно.

Правда, имена Волкострелова и Перетрухиной в ряду лауреатов выглядят всё-таки скорее закономерностью, чем исключением. Вроде бы консервативное жюри под руководством Валерия Фокина приняло и те решения, которые сложно было от него ожидать.

Так, лучшим спектаклем малой формы признали «Антитела» питерского «Балтийского дома» — документальную постановку Михаила Патласова об убийстве антифашиста Тимура Качаравы.

В этой работе животрепещущие для общества проблемы обсуждаются с беспощадной жёсткостью и редкой для театра по-настоящему объективной позицией, как бы буквально фиксируя реальность во всех её противоречиях. В прошлом году в этой же номинации победили «Отморозки» Кирилла Серебренникова – и признание самых остросоциальных спектаклей лучшими, таким образом, становится уже почти традицией.

Лучшим же режиссёром был назван Марат Гацалов, поставивший «Август. Графство Осейдж» в новосибирском театре «Глобус».

Московский режиссёр, несколько лет руководивший театром в сибирском Прокопьевске и сделавший его одним из хедлайнеров российских фестивалей, ставит исключительно современную драматургию и всегда ищет для неё сложную игровую форму, взрывая представления о традиционной сцене-коробке.

И Гацалову, и Волкострелову, и Патласову совсем немного за 30, а их победы вполне можно считать одной, коллективной, которая явно говорит об одной из главных тенденций в русском театре.

Год назад в основных номинациях «Маски» победили Кирилл Серебренников, Андрей Могучий и Юрий Бутусов – режиссёры, начинавшие в 90-е, долго ходившие в молодых авангардистах и маргиналах и только недавно окончательно завоевавшие свои места в театральной среде.

Теперь же на смену поколению 40–50-летних приходят 30-летние, делая это гораздо быстрей и решительней, чем их предшественники.

Речь о коренной перестройке российской театральной системы, изменении её климата и среднего режиссёрского возраста: театр в России стал развиваться куда более стремительными темпами, чем ещё несколько лет назад.

Но всё равно в решениях жюри остаётся большая ложка дёгтя, даже помимо почти казусного присуждения премии лучшему спектаклю большой формы и странного обозначения спецприза Волкострелову. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Роза Хайруллина — за скандального «Лира» Константина Богомолова в питерском «Приюте комедианта». При этом сам спектакль в целом остался без наград, как и режиссёр, также номинированный в большой форме за «Год, когда я не родился», поставленный в Театре Табакова.

Жюри во главе с Валерием Фокиным проигнорировало Богомолова — и, кажется, демонстративно.

А ведь как ни относись к этому режиссёру, но его огромную роль в театральном процессе последних лет (как и вызываемый его новыми спектаклями резонанс, часто не сопоставимый почти ни с какими другими премьерами) отрицать глупо. И упорное нежелание замечать Богомолова наносит серьёзный удар по репутации «Золотой маски» и её объективности, даже когда в нём повинно только жюри (или отдельные его члены, часто оказывающиеся несколько предвзятыми).

Новости и материалы
Российский теннисист вышел в финал турнира в Мадриде
ГИБДД перечислила улицы, которые перекроют в Москве из-за парада
Протеже Киркорова готовится к операции у Хайдарова
Системы ПВО Patriot не прибудут на Украину раньше июня
Российских подростков, которые сожгли Библию и сняли это на камеру, задержали
Ветеран ЦСКА заявил, что «Балтика» умеет удивлять соперников
Германия передаст Украине шесть радиолокационных систем
Захарова оценила позицию Кэмерона по отправке войск Запада на Украину
Минюст России обновил список нежелательных организаций
«Мисс Вселенная» Оксана Федорова показала фигуру в мини-платье с глубоким декольте
Экс-игрок «Локомотива» и сборной Нигерии рассказал, сколько тратит в месяц в Москве
Названа цена флагманского JAC JS6 в России
Авторы спектакля для детей о войне ответили на критику в соцсетях
Мощные вспышки на Солнце отключили радиосвязь в Японии, Китае и Австралии
В Эстонии предложили готовиться к возможной блокаде Балтики
На Западе назвали причину доминирования России на поле боя
Российский кинопрокат остался недоволен акцией «Месяц без пираток»
В Германии предрекли ВСУ сложные месяцы из-за дефицита обученных солдат
Все новости