Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Жизнь и судьба русского Лира в Варшаве

Завершилась основная программа фестиваля современного российского театра «Да! Да! Да!» в Польше

В Варшаве завершилась основная программа фестиваля современного российского театра «Да! Да! Да!» — самого масштабного смотра русских спектаклей в Европе как минимум за последнее десятилетие. В фестивале участвовали все режиссерские поколения — от Льва Додина до его ученика Дмитрия Волкострелова, а его отдельными событиями стали многочисленные русско-польские встречи и дискуссии.

«Да! Да! Да!» стал частью глобального польско-русского театрального проекта, который стартовал в 2011 году программой «Польский театр в Москве», прошедшей в рамках фестиваля «Золотая маска». Тогда в Москве были показаны последние премьеры лучших польских режиссёров — Кристиана Люпы, Гжегожа Яжины, Кшиштофа Варликовского, Майи Клечевской, которые оказали огромное влияние на весь российский театральный процесс. Без «Персоны. Мерилин» Люпы, «(А)полонии» Варликовского и «Теоремы» Яжины два прошедших года в русском театре были бы совсем другими, а многие из тех перемен, которые начали возникать в нашей театральной системе, так бы и не случились. Для некоторых режиссёров польские спектакли стали не просто образцом для подражания, но идеальной театральной моделью, показав такой уровень и такую глубину сценического мышления, которыми у нас почти никто не владеет. Почти все постановки в программе «Да! Да! Да!» были созданы уже после того фестиваля и в каком-то смысле стали его детищами, чего не скрывают и их создатели.

За две недели в Варшаве показали 10 спектаклей из Москвы и Петербурга — такой концентрации русского театра за пределами родины не случалось чуть ли не со времён дягилевских «Русских сезонов».

Фестиваль, главной задачей которого была презентация в Европе самых новых и радикальных российских театральных явлений, тем не менее, не зацикливался только на экспериментальных формах, и как заповедный островок традиции в его программу был включён спектакль Льва Додина «Жизнь и судьба». Но все спектакли на «Да! Да! Да!» всё равно объединяла общая тема: каждый из них так или иначе размышляет о современной реальности, пытаясь осмыслить её в историческом контексте, найти параллели с разными эпохами и понять, как может человек существовать в мире обесценившихся смыслов. Эти мотивы можно увидеть и у Додина, и у Константина Богомолова в «Лире», и у Дмитрия Крымова в «Горках-10», как бы их спектакли ни различались.

Фестиваль открылся уникальной акцией: в большом зале варшавского Драматического театра показали прямую видеотрансляцию спектакля Богомолова «Идеальный муж» из МХТ имени Чехова — возможно, главного и уж точно самого скандального события московского театрального сезона. В России спектакли показываются в прямом эфире крайне редко, а трансляция в одном из главных театров европейской столицы — случай действительно беспрецедентный. Важно, что это было не просто специальное событие фестиваля, а полноценная часть его программы: на показ продавались билеты, и спектакль фактически шёл сразу для двух залов и двух аудиторий, в Москве и в Варшаве; причём для польских зрителей по его окончании прошёл даже сеанс связи с режиссёром. Показ «Идеального мужа» сам по себе стал актом современного искусства — опытом, когда спектакль, записанный на видео, тем не менее, полностью сохраняет свою театральную природу.

Главным героем фестиваля вместе с Богомоловым стал Дмитрий Волкострелов, режиссёр, выпустивший свой первый спектакль всего два года назад и вдруг оказавшийся чуть ли не лицом всего молодого поколения русского театра. Кто-то на Волкострелова почти молится, кто-то его ненавидит и говорит, что его спектакли вообще не имеют никакого отношения к театру, но не замечать его уже невозможно. Работы Волкострелова составили примерно половину фестивальной афиши: их было показано целых четыре. Пятиминутный спектакль «Солдат» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко из двух фраз, 6-часовой «SHOOT/GET TREASURE/REPEAT» по 16 пьесам Марка Равенхилла, «Я свободен» по пьесе того же Пряжко, состоящей только из фотографий, и кажущаяся на этом фоне вполне традиционной «Запертая дверь» по ещё одной драме Пряжко. Показательно, что у вроде бы искушённого польского зрителя спектакли Волкострелова вызывают даже больший шок, чем у российского. Так, когда «Я свободен» ещё до фестиваля показывали в другом польском городе,

разгневанные поляки даже кричали режиссёру из зала, что «в театре, вообще-то, играть надо».

Одним из самых масштабных спектаклей в программе фестиваля были «Горки-10» Дмитрия Крымова — образцовый пример того, как современный русский театр сводит счёты с советским прошлым.

В спектакле Ленин из пьесы драматурга Николая Погодина «Кремлёвские куранты» на глазах превращается из бородатого вождя в крохотное бесполое существо, а Дзержинский вдруг становится кентавром.

Тексты Погодина и революционной «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского монтируются с «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «В поисках радости» Розова и даже пушкинским «Борисом Годуновым», а в финале на сцене появляются Микки-Маус, Барт Симпсон и Чебурашка, которых расстреливают вместе с остальными героями. Спектакль Крымова вскрывает и разнимает на части и советский миф, и сегодняшнюю реальность, не только мировую, но и российскую, в запредельно абсурдной форме говоря об обществе, в котором уже давно нет места человеку. В этом он оказывается очень близок польскому театру, который, глубоко копаясь в дебрях национального архетипа, вместе с тем снова и снова ставит жёсткий диагноз сегодняшнему состоянию мира.

Интересно было наблюдать за реакцией публики на два спектакля документального театра в программе фестиваля. «Зажги мой огонь» Юрия Муравицкого и Саши Денисовой («Театр.doc») и «Узбек» Талгата Баталова (Театр Йозефа Бойса) связаны с российскими реалиями гораздо больше, чем остальные постановки на «Да! Да! Да»; возникали даже серьёзные опасения, что они будут малопонятны польским зрителям. Ведь в самом деле постоянные отсылки к разным событиям и персонажам российской жизни последних лет в «Зажги мой огонь» никак не могут быть ими прочитаны, а в личной истории Баталова об опыте выживания в России выходца из Узбекистана слишком много деталей, которые полякам совсем неведомы. Но в итоге оба спектакля, во многом построенные на импровизации, прошли на «ура»: несмотря на очевидные «трудности перевода», актёры нашли общий язык с залом. Конечно, находясь вне контекста, зрители не могли воспринять все аллюзии, но узнали в спектаклях что-то своё, как бы обнаружив в них новые смыслы, которые, вообще-то, туда не закладывались.

Оказалось, что общность сознания и культурного прошлого русских и поляков гораздо важнее конкретных обстоятельств.

Забавно то, как в Варшаве в силу разных причин спектакли сильно меняли своё лицо. В «Зажги мой огонь» впервые сыграл автор постановки Юрий Муравицкий — вместо актёра, который не смог приехать на фестиваль. А в документальном стенд-апе «Узбек» Талгат Баталов постоянно напрямую обращался к зрителям, говоря, что не знает, как тот или иной бюрократический процесс происходит у них, и добавляя титул «пан» к имени «Алишер», бывшему для него универсальным паролем в Узбекистане при решении любых проблем («я от пана Алишера» — фраза, которая действует на чиновников безотказно»).

Интересно, что, по словам очевидцев, в Варшаве на «Узбека» реагировали гораздо более живо, чем на недавно прошедших гастролях в Красноярске.

Завершил основную программу фестиваля «Лир» Константина Богомолова — спектакль, ставший для российской театральной общественности самым обсуждаемым в прошлом сезоне. И тут интересным моментом была разница в его восприятии: если у нас большинство зрителей видят в соединении Шекспира с Ницше и переносе действия во времена Второй мировой войны пощёчину вкусу и надругательство над всеми святынями, то для поляков спектакль, кажется, вообще не выглядел эпатажем или провокацией.

На его обсуждении речь шла совсем не о том, как режиссёр посмел пойти на такой радикализм и как у актёров хватило решимости принять участие в этой постановке, а исключительно о смыслах спектакля и методе работы Богомолова.

Показ «Лира» в Варшаве наглядно продемонстрировал:

если современный российский театр сегодня зачастую существует на европейском уровне, то между русскими и польскими зрителями пока остаётся огромная пропасть.

Помимо спектаклей на фестивале прошло большое количество встреч и дискуссий о польской и российской культуре, театре традиционном и цифровом, герое и революции. В них принимали участие ведущие театроведы и режиссёры из России и Польши (в числе последних Кшиштоф Варликовский и Ян Клята). Фестиваль стал настоящей площадкой для диалога двух стран, на которой они научились понимать друг друга. Конечно, не обошлось и без курьёзов: приглашённый на дискуссию «Театр и история» российский историк сетовал, что в «Горках-10» Крымова Ленин смотрит на звёзды на Кремлёвских башнях, которые появились уже после его смерти, а в «Лире» Богомолова ассоциирующийся со Сталиным король селится на улице Грановского (нынешний Романов переулок), где не жил никто из советских чиновников.

В целом же по итогам задуманного польскими театроведами Агнешкой Пиотровской и Романом Павловским фестиваля есть все поводы надеяться, что он окажет на польский театр не меньшее влияние, чем проект «Золотая маска» в Москве оказал на российский, и откроет для принявших в нём участие режиссёров путь на европейские сцены. Первые результаты появятся уже совсем скоро: последним событием в рамках смотра в конце июня станет премьера спектакля Марата Гацалова «Жизнь удалась» в варшавском театре «Студио», а в начале следующего года Константин Богомолов выпустит в Национальном театре «Лёд» по роману Сорокина.

Новости и материалы
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Иранский аятолла провел экстренное заседание после крушения вертолета Раиси
Все новости