Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Он в ослепительной надежде

Большой театр показал балет «Онегин»

Премьера балета «Онегин» состоялась на исторической сцене Большого театра. Спектакль впервые был поставлен в 1965 году в Штутгарте. Автор спектакля на музыку Чайковского — хореограф Джон Крэнко.

Крэнко, возглавивший Штутгартский балет за четыре года до постановки «Онегина», давно мечтал обратиться к пушкинскому сюжету — с тех пор, как, живя еще в Англии, поставил танцы в опере «Евгений Онегин». Хореографу казалось, что трудно найти историю, более подходящую для переложения на классический танцевальный язык.

Вначале танцуют крестьяне, затем — на дне рождения Татьяны — средний класс и, наконец, в последнем акте — бал аристократов.

А в середине всего этого — тщательно разработанный па-де-катр (четверка главных героев), который делает сюжет, говорил Крэнко. Со стороны уроженца Южной Африки обращение к Пушкину было мужественным поступком. Конечно, его европейская аудитория мало что понимала в наших реалиях. Но все равно, создавая русский спектакль, Крэнко обрек себя на суровую критику. Во время гастролей Штутгартского балета в Америке постановку ругал Баланчин, а за ним — американские обозреватели. Бывший житель Петербурга не простил автору «Онегина» использования музыкальной нарезки из Чайковского, в которой не оказалось ничего из одноименной оперы, не принял бурных танцев с акробатическими поддержками, не приличествующими, по мнению Баланчина, русским дворянам первой трети XIX века.

Начало спектакля скрыто за занавесом, на котором вышит вензель «Е.О.» — тот самый, что Татьяна, как известно, рисовала пальцем на стекле. Публике открывается сельская усадьба в березках.

Татьяна, лежа на животе, читает очередной роман. Ольга забирается ногами на стул, чтоб примерить платье.

Ленский в светлом, по приезде, порхая в арабесках, бросается к невесте. Элегантный Онегин, с ног до головы в черном, неторопливо прохаживается с Татьяной, оглядывая деревенских аборигенов и задрав аристократический подбородок. Дуэт первой пары (единение счастливых душ) разительно отличается от дуэта второй (ее ошеломление и его пресыщенность): Крэнко именно в парах показывает максимальное мастерство постановщика. Будет красивая сцена сна Татьяны: в большом зеркале она видит зеркальный призрак Онегина, который — в сладких грезах девицы — сменит благопристойность на ухаживание с поцелуями в шею. Простецкий бал в деревне, как и раут в городе, проходит на фоне громадных дырчатых занавесок:

сценограф балета Юрген Розе, видимо, думал, что русские везде вешают плетеные кружева.

Перед ухаживанием за Ольгой Онегин рвет татьянино письмо в клочки и, отделяясь от вальсирующих обывателей, злобно раскладывает карточный пасьянс. Вспыльчивый Ленский хлещет бывшего друга по щекам. Тут же бродит заимствованный из оперы Чайковского князь Гремин, у Крэнко — давний друг семьи Лариных. Перед дуэлью Ленский танцует вариацию — аналог арии «куда, куда вы удалились».

Дуэлянтов пытаются разнять рыдающие сестры Ларины, в черных платках прибежавшие на место сражения. Зал в особняке финального бала обит красным бархатом. И в красном платье, выделяющем Татьяну из белого окружения, она явится внезапно очарованному Онегину, станцевав перед этим психологически точный дуэт с мужем: ее уважительное безразличие и его целенаправленная влюбленность.

Финал балета закольцовывает историю: теперь уже княгиня Гремина, отказываясь от любви, обнажает главное — конфликт несоответствий.

Танец героев, наглядно построенный по схеме «я у ваших ног и готов вознести вас до небес» (это лексика Онегина) и ответной мольбе Татьяны («вы мне тяжелая обуза ныне, хотя я вас еще люблю»), полон чудных пластических находок.

Артисты Большого театра, без сомнения, перечитывали Пушкина перед премьерой, а также внимательно слушали репетиторов Фонда Крэнко, которые подготовили все составы. Нина Капцова (Татьяна) и Кристина Кретова (Ольга) соответствовали стереотипам своих героинь: одна дика, печальна, молчалива, другая – как поцелуй любви, мила. Руслан Скворцов (Онегин) щеголял байронизмом, Артем Овчаренко (Ленский) очаровывал беспечной улыбкой и пугал внезапной остервенелостью. Мелкие помарки в танце, свойственные обоим исполнителям, не сильно повлияли на впечатление. Совсем другим был спектакль, в котором партии Татьяны и Онегина исполняли Диана Вишнева и премьер Американского театра балета Марсело Гомес. Оба обладают вулканическим темпераментом, который не спрячешь за общепринятыми трактовками хрестоматийных образов. Куда подевалась милая старомодность балета? Латиноамериканская харизма Гомеса, его финальный напор (помните, в опере: «я в ослепительной надежде»?), танцевальная значительность Вишневой — и «Онегин» стал источником экстренного напряжения.

В случае Гомеса, кроме того, отчетливо проявилась подлинная природа балета: это заинтересованный взгляд иностранцев на Россию.

Как правило, критики постановки возмущаются ее страноведческими ошибками. Ну не могут дворянки, сидя в саду, сами вышивать себе платья и вместо слуг таскать стулья, а крестьяне в косоворотках — водить дружбу с дворянскими барышнями.

Не может народ исполнять такой русский танец – нечто среднее между сиртаки и матросским «яблочком».

А святочное гадание с зеркалом в разгар лета! Или дамы высшего света, пластом ложащиеся на пол у ног кавалеров по окончании полонеза! Между тем ключ к пониманию Онегина оставил сам Крэнко, о чем свидетельствуют его биографы. Автора привлекла двойственная природа происходящего: «Это одновременно и миф, и совершенно правдоподобная в эмоциональном отношении история». Крэнко, соблюдая достаточно большую степень реализма, много поработал и с мифом. Кстати, точно так же отнеслись к Пушкину композитор Чайковский и тем более — его либреттист, когда создавали оперу про Онегина. А хореограф явно ориентировался не на Пушкина, а на оперу по Пушкину с ее жанром «лирических сцен». Если представить, что Россия Крэнко – это такой параллельный мир, как в фантастике, многие упреки в «неправдоподобии» придется снять. Автора «Онегина» не так уж интересовала этнографическая точность. Куда больше его занимала правдивость эмоций, причем не буквальная, а мелодраматическая. И это для понимания балета самое главное.

Новости и материалы
Кандидат в президенты США объяснил, почему ядерные учения РФ обоснованы
Россиянам рассказали, как и зачем правильно флиртовать
Две страны запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Военный эксперт назвал площадь необходимой «санитарной зоны» на Украине
Жители освобожденной части Харьковщины спрашивают, как получить паспорта РФ
В Якутии затопило семь сел
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Все новости