Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Все ангелы на конце иглы

В московском Гостином Дворе демонстрируется мегаполотно «Тысяча ангелов и одна картина» художника Лекима Ибрагимова

В московском Гостином Дворе демонстрируется мегаполотно «Тысяча ангелов и одна картина» ташкентского художника Лекима Ибрагимова. Произведение размером 66 на 8 м, вдохновленное арабскими сказками и персидским искусством, показывали в Москве всего три дня — затем оно продолжит мировое турне.

Размер всегда имеет значение, но не всегда удается понять, какое именно. Скажем, в искусстве очевидна разница между монументальным опусом и миниатюрой, однако невозможно дать оценку, что важнее для мировой культуры — маленькое или большое. Полным-полно примеров, когда масштабное произведение вызывает у публики недоуменную тоску, а крошечный рисунок рождает восторженную эмоцию.

Иначе говоря, сами по себе габариты еще ничего не гарантируют: секрет успеха кроется не в них.

Однако авторский замах на сверхкрупную художественную форму обычно подразумевает особую амбицию, выдает желание оставить такой след в истории, чтобы нельзя было не заметить.

Нынешнюю затею Лекима Ибрагимова, народного художника Узбекистана и почетного члена Российской академии художеств, заранее можно было счесть эдакой персональной утопией — не потому, что ее нельзя воплотить в жизнь, а потому, что она наверняка произведет не совсем тот эффект, на который рассчитывал автор.

Собрать в единую конструкцию тысячу живописных холстов типового размера 80 на 60 см хоть и сложно, но технически достижимо. Заставить же массового зрителя вычитать в гигантском полиптихе и принять близко к сердцу ту идею, которая двигала художником, практически нереально.

Тем более нереально, если учесть, что Леким Ибрагимов — живописец совершенно не попсовый по внутреннему складу и по манере. Еще в позднесоветское время его работами интересовалась интеллигентная московская аудитория;

он слыл тонким постмодернистом и в хорошем смысле космополитом, для которого не было идеологических рубежей между персидской миниатюрой, православной иконой и французским фовизмом.

Но плюсы рафинированности зачастую становятся минусами при хотя бы частичной смене жанра и амплуа.

В данном случае такая смена как раз и происходит: художник апеллирует не к отдельным ценителям искусства, а к широким народным массам.

Проект «Тысяча ангелов и одна картина» по своей установке — это шоу, почти площадное действо.

Например, в прошлом году полиптих демонстрировали в Праге прямо под открытом небом, что совершенно не вязалось с традициями показа живописи на холсте. Хотя автор и предусмотрел защиту своего опуса от воздействия наружного климата (в частности, использовал клеевые краски), все же сердца понимающих людей не могли не содрогнуться. В Москве, правда, созданы щадящие условия: композиция представлена под крышей Гостиного Двора. Но тоже не музей, прямо сказать. Через три дня после начала показа проект переедет в Ташкент, оттуда отправится в Китай, и уж где и в каком виде он будет предъявлен в Поднебесной — пока совсем неизвестно. Чуть ли не формат шапито.

Однако напомним, что Леким Ибрагимов все же не клоун и вообще не циркач. Его шоу из разряда изысканных и духоподъемных, пусть даже слегка light.

На протяжении пяти лет он в арендованном здании чайханы в Ташкенте делал эскизы, сколачивал подрамники и натягивал холсты, уточнял колориты и общую композицию.

Извел больше тонны красок, причем извел не наобум, а вполне осмысленно. В авторскую задачу входило создание монументального образа, сопрягающего восточную поэзию с отвлеченной религиозностью и попутно с европейским модернизмом. Пожалуй, утопичность замысла состоит ровно в том, что различные слои сегодняшней публики совершенно не склонны все это сопрягать. Для правоверных мусульман здешние сюжеты слишком фривольны (мусульмане, конечно, не против гурий в райском саду, но зачем же так подначивать?), для благочестивых христиан налицо смешение истинных признаков веры с ложными, для буддистов это вообще непонятно про что, поскольку буддизм не вполне религия, для атеистов — постмодернистская сказка насчет несуществующей вселенской гармонии.

В этом и дело, строго говоря: куски нашей планеты никак не могут сойтись во мнениях и не в состоянии ни о чем договориться.

Художник Леким Ибрагимов берет на себя миссию культурного посредника и заведомо проигрывает, потому что у него нет надежного алгоритма, как всех примирить. Тысяча ангелов, по одному на каждый модуль проекта, — это никчемный эстетский десант, ничуть не похожий на «войска дяди Васи». Мусульманские ангелы сотворены из огня и света. Кстати, в исламе каждому человеку полагается не один ангел-хранитель, а сразу два: они ведут учет добрых и злых дел. Но повлиять на расклады земной жизни они не могут, только регистрируют происходящее... А если копнуть глубже, то вся эта история по своему посылу вообще не очень мусульманская, поскольку Леким Ибрагимов базируется на довольно смутной и недоизученной эстетике центральноазиатских царств, где жизнь развивалась очень по-своему — не без влияния древних греков, древних индусов и древних китайцев.

Тогда был свой глобализм, и именно его художник пытается вбросить сегодня как разрешающий все важнейшие разногласия между людьми и религиями.

Увы, этот метод не работает: много всякого прочего поднакопилось за столетия. И хотя Ибрагимов приложил бесчисленные профессиональные старания (терракотовый фон с продуманными белыми кляксами и вкраплениями бирюзы с оттенками лилового выше всяких похвал), однако сверхзадача не решена.

Вероятно, людям разных народов это шоу нравится, но никакого ангельского вмешательства в их судьбы не происходит.

А когда не включаются сами собой утопические механизмы, на помощь приходят пиар-технологии. На презентации в Гостином Дворе были оглашены две якобы сенсационные новости. Во-первых, проект «Тысяча ангелов и одна картина» стал рекордсменом мира в части количества изображенных ангелов, что и неудивительно, памятуя о названии. Во-вторых, это мегаполотно обрело статус самой большой картины в мире, но только в номинации полотна «на хлопковой ткани с добавлением акриловых волокон». Номинация чрезвычайно смешная, поскольку на обычном льняном холсте создавались куда более масштабные произведения. Далеко ходить не надо: в Москве имеется музей-панорама «Бородинская битва», где представлено полотно Франца Рубо размером 115 на 15 м, написанное столетие назад.

Эта гонка за рекордами, не очень умная, говорит лишь о том, что живописцы, даже талантливые, ощущают себя загнанными в угол и готовы на публичные фейерверки и самоистязания ради сокровенных профессиональных позиций, которые проваливаются на глазах. На самом деле очень хочется, чтобы эти позиции не проваливались, а укреплялись, для чего много исторических предпосылок. Нужно искать и пробовать, но, пожалуй, все-таки не за счет количества, масштаба и объема. Если количество ангелов перейдет в качество — это как?

Новости и материалы
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Петербурженку обвинили в поджоге военкомата по наводке аферистов
Путин поручил ускорить работу по подготовке стратегии развития ТЭК
Все новости