Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кандинский с вариантами

В «Ударнике» открылась выставка претендентов на Премию Кандинского 2013 года

В бывшем кинотеатре «Ударник» открылась выставка номинантов Премии Кандинского 2013 года. В длинный список вошло 37 авторов, и теперь жюри должно составить шорт-лист претендентов на главные награды.

Выставка номинантов художественной премии – специфический жанр, не предполагающий ни общей сквозной темы, ни оригинальной кураторской концепции. В определенном смысле это срез текущей ситуации, почти произвольная выборка имен и произведений из гущи арт-событий – с той лишь разницей, что «самотек» в виде поданных заявок подвергнут первичной обработке на стадии квалификации.

Скажем, на адрес Премии Кандинского в этом году поступило 372 заявки, из которых отобрана каждая десятая: в конкурсной выставке участвуют 20 работ по номинации «Проект года» и 17 – в категории «Молодой художник года».

Зритель вроде бы избавлен от необходимости самостоятельно сортировать увиденное искусство на хорошее и не очень, но одновременно и лишен возможности разом охватить весь спектр художественной жизни, поскольку члены жюри уже провели предварительную селекцию, довольно субъективную.

Получается срез от среза и выборка от выборки, что, впрочем, несильно облегчает участь экспозиционера, в роли которого в этом году выступил итальянский искусствовед и куратор Антонио Джеуза, давно обитающий в Москве и являющийся специалистом по российскому видеоарту.

Пройдя через сито отбора, произведения номинантов все равно не образуют внутреннего единства, позволяющего выстроить сугубо авторскую выставку.

К тому же пространство бывшего кинотеатра «Ударник», постепенно перепрофилируемого под музей современного искусства (ближайший этап этой трансформации предполагает закрытие на реконструкцию, что, вероятно, и произойдет в конце года), остается чрезвычайно сложным для показа художественных опусов. Экспозиционеру приходится решать здесь не столько идейно-эстетические, сколько логистические задачи. С ними Джеуза более или менее управился, но предложенное им зрелище все равно не назовешь образцовым.

Впрочем, конкурсная интрига заключается обычно не в выгодной подаче номинированных проектов, а в умозрительных раскладах по поводу лауреатских перспектив.

С этой точки зрения нынешняя интрига представляется несколько ослабленной, поскольку очень многие сходятся во мнении, что главный приз достанется покойному Владиславу Мамышеву-Монро.

Автор, трагически погибший в марте на острове Бали, представлен в экспозиции фрагментами своей фотосерии «Помятай про газ!», где объектом его перевоплощения стал президент Путин. Но награждать Мамышева будут (если будут) не за конкретный проект, а, скорее всего, по совокупности заслуг.

Иное решение жюри выглядит маловероятным, но сюрпризы все-таки возможны.

Тем более что среди конкурентов Мамышева-Монро в номинации «Проект года» есть довольно весомые фигуры – скажем, Айдан Салахова со скульптурным проектом Fascinans & Tremendum на тему «женщины Востока» или арт-группа Recycle с постмодернистской мифологией фейсбука. Нельзя сбрасывать со счетов и таких претендентов, как Владимир Архипов, который много лет собирает коллекцию объектов народного творчества, преподнося их в качестве стихийных произведений искусства, или Ирина Нахова, в данном случае рефлексирующая по поводу советского тоталитарного прошлого. Наконец, нельзя исключать и эмоциональную составляющую при вынесении вердикта жюри, что дает шансы, к примеру, инсталляции «Метрополис» екатеринбуржца Владимира Селезнева – весьма эффектному и остроумному произведению, где якобы хаотичная свалка бытового мусора в мгновение ока превращается в сногсшибательный вид ночного города.

По традиции куда более запутанной выглядит ситуация в молодежной номинации.

Поскольку за плечами у большинства претендентов пока нет обширной творческой биографии, члены жюри при составлении шорт-листа и при выборе лауреата руководствуются, как правило, смутными критериями актуальности и оригинальности. Предсказать решение в этой части всегда затруднительно, можно лишь отметить отдельных авторов, показавшихся наиболее интересными. К их числу стоит отнести спортивно-эротический проект «Быстрее! Выше! Сильнее!» Марии Агуреевой и две видеоработы Евгения Гранильщикова, который, кстати, представлен еще и во «взрослой» номинации.

Но повторимся: прогнозировать премиальные итоги в молодежной категории – занятие неблагодарное.

Выставка в «Ударнике» продлится почти два месяца, за это время члены жюри должны определиться в своих предпочтениях и выработать два шорт-листа, по три имени в каждом. Церемония объявления и награждения победителей состоится 12 декабря, победитель в номинации «Проект года» получит денежное вознаграждение в размере 40 тыс. евро, в молодежной номинации – 10 тыс.

Новости и материалы
Володин рассказал о важности обсуждения кандидатуры премьер-министра
В Курской области рассказали о перехвате украинского беспилотника ночью
Силы ПВО за ночь сбили украинские дроны в трех российских регионах
Американский журналист рассказал о безразличии Украины к Крыму
В подполье заявили об ударе по расположению ВСУ в Снигиревском районе
Правительство планирует изменить законодательство о работе маркетплейсов
Ветеринар предупредила об опасности диких и бездомных животных
Ханде Эрчел может сняться в новом фильме с Барышем Ардучем из «Любви напрокат»
В российском городе из-за пожара в больнице эвакуировали десятки человек
Американские ученые-международники призвали администрацию Байдена охладить пыл Киева
Облачность и до 11 градусов тепла ожидаются в пятницу в Москве
Грузинская полиция задержала несколько человек на акции протеста в Тбилиси
Центральная группировка ВС РФ за сутки поразила 380 целей
Определились все участники финала «Евровидения»
Сыну Байдена отказались закрыть дело о хранении оружия
«Укрэнерго» получило миллионный грант от ФРГ
В Минобороны рассказали о трудностях при взятии Очеретино
Посол РФ в США рассказал, во что превратили Украину
Все новости