Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Черный квадрат» в кармане

Издательство Ad Marginem запустило серию «Имена» — книги карманного формата о большом искусстве

Борис Гройс, Екатерина Деготь, Виктор Мизиано и Екатерина Андреева: издательство Ad Marginem запустило «Имена» — серию книг карманного формата об искусстве, написанных большими людьми.

Был ли русский авангард «сопродюсером» Октябрьской революции? Чем реди-мейды художника-собирателя Владимира Архипова отличаются от писсуара Марселя Дюшана?

Каждый текст из серии «Имена» построен на вычитании лишнего: авторы (среди которых Борис Гройс, Виктор Мизиано, Екатерина Деготь и Екатерина Андреева) разбирают художественное высказывание, публичный образ художника, не залезая на поле ЖЗЛ.

Борис Гройс, например, через Малевича выходит в сегодняшнее политическое измерение, а постреволюционный авангард объявляет конформистским искусством (еще одна его книга, посвященная Александру Дейнеке и отношениям с телом, кажется более спорной).

Такие эссе могли бы оказаться и публичной лекцией, например, в «Гараже», и разросшейся публикацией в толстом журнале. Они чуть больше, чем аналитическая статья в выставочном каталоге, и чуть меньше, чем серьезный теоретический труд.

На канонизацию героя, впрочем, работает только один текст из пяти — рассказ питерского искусствоведа Екатерины Андреевой о Владиславе Мамышеве-Монро, погибшем на Бали в марте 2013-го.

В сознании одних он стоит рядом со звездой американского постконцептуализма Синди Шерман, которая перевоплощается и снимает себя на фото, в глазах других — с пародистами уровня Первого канала.

Его трансгендерность, граничащую с шизофренией способность вживаться в роли (Монро, Гитлера, Любови Орловой и многих других) искусствовед Екатерина Андреева вписывает в традицию русского юродства. Так происходит далекая от скрупулезного анализа работа по созданию мифа.

Примерно так же работает и эссе Екатерины Деготь про Пригова, которая говорит о своем герое как о художнике пространства, по сути, сценографе. Это немного грубый ответ на вопрос, кем был Пригов — художником, который писал тексты, или поэтом в мире искусства.

На роль агитатора-популяризатора претендует куратор Виктор Мизиано, который выбрал не вполне очевидного персонажа — Владимира Архипова, художника-собирателя, коллекционирующего поделки ручной работы (дырявые ложки, табуретки с тремя ногами) и превращающего их в своеобразные реди-мейды.

Формат книжки с картинками, способной затеряться в кармане, обещает чуть сниженный, облегченный жанр: не иконостас, а набор пестрых почтовых открыток.

От них ожидаешь расслабленно-критических, немного светских колонок об искусстве, как в журнале The New Yorker, с заглядыванием в мастерскую художника, в его тарелку, спальню и кошелек. Кажется, за три часа в самолете можно прочитать все пять книг — и там и оставить.

Но это, разумеется, обманка. Формат, с одной стороны, опровергает читательские ожидания:

занятные книжицы скрывают в себе важные тексты, которые претендуют на искусствоведческое осмысление.

С другой — позволяет избавить эссе журнального объема от ненужного соседства: появление этих текстов в одном сборнике вынудило бы выискивать ложные смысловые связи.

Серийность, точнее, даже сериальность проекта интригует продолжением. Из авторов издательство обещает куратора и критика Роберта Сторра, порядочно встряхнувшего нью-йоркский музей МоМа, кураторов и теоретиков Маргариту и Виктора Тупицыных, которые чуть ли не первые начали показывать московских концептуалистов в США, а также искусствоведа Екатерину Бобринскую.

В ближайшее время должны появиться книжки-портреты Эрика Булатова и Андрея Монастырского, рассказы про «бульдозерную выставку» и «лианозовскую школу».

В результате, получается нестыдная и не перегруженная материалом «Википедия» от искусства (немного, правда, отдающая заманухой для эрудитов). Энциклопедия, которую можно взять с собой в отпуск, удовлетворяющая запрос и на культурные безделушки, и на массовое теоретическое осмысление современного (и не очень) искусства. Единственный, пожалуй, серьезный минус серии в том, что эти тексты играют роль буйков, предупреждающих: «Дальше не заплывать!»

Новости и материалы
«Евровидение» уличили в фейковых овациях для освистанной израильтянки
МЧС рассказало о спасении людей из упавшего в реку автобуса в Санкт-Петербурге
Мужчина похитил восьмилетнюю девочку и истязал ее несколько часов
Трутнев может покинуть пост вице-премьера
Названо число жертв и пострадавших после падения автобуса в Мойку в Петербурге
Пять человек из упавшего в реку автобуса были госпитализированы
Момент падения автобуса в Мойку в центре Петербурга попал на видео
«Автор моего канала»: Ивлеева пошутила над Медведевым
США введут пошлины на китайские электромобили
В Петербурге задержали водителя каршеринга, который столкнулся с автобусом с 20 пассажирами
Бритни Спирс спровоцировала слухи о новых проблемах с психикой из-за ходьбы на руках
Началось пленарное заседание по вопросу кандидатуры Мишустина на пост главы правительства
Слуцкий предложил сделать Виктора Бута ответственным за авиацию
Microsoft выпустит для смартфонов свой аналог App Store этим летом
Губернатор Петербурга рассказал о работе специалистов на месте аварии с автобусом
В Германии начали расследование после инцидента в бывшем генконсульстве РФ
Лидер протестов в Армении не исключил, что станет премьер-министром
В МВД прокомментировали ДТП с падением автобуса в Мойку в Санкт-Петербурге
Все новости