Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ансамбль Гэтсби и пляски

В российские столицы приедет балет «Великий Гэтсби» на музыку Константина Меладзе

В Москву и Петербург привезут «Великого Гэтсби» — украинский балет о богатом и несчастном американце на музыку Константина Меладзе. Корреспондент «Газеты.Ru» отправился в Киев, чтобы посмотреть на то, как воплотили сюжет Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда.

У человека есть деньги, но нет любви — сюжет, хорошо продаваемый в кризисную эпоху, когда с деньгами проблемы у значительной части населения. «Великий Гэтсби» в этом смысле сюжет идеальный: главный герой очень богат, но не слишком рад своим успехам в бизнесе, потому что миллионы не могут заставить женщину, в которую он влюблен, бросить мужа и выбрать Гэтсби окончательно и навсегда.

Успех фильма 2013 года с Леонардо ди Каприо, несомненно, тоже повлиял на выбор истории для балетного проекта, мировая премьера которого состоялась в Киеве, — публика всегда с большей охотой идет смотреть на танцы, зная, о чем эти танцы будут повествовать.

Впрочем, супераншлаг во Дворце «Украина» (огромный такой зал, по конструкции и неуюту схожий с кремлевским Дворцом) был обеспечен не только историей: зрители шли на проект 35-летнего танцовщика Дениса Матвиенко. Артиста, работающего сейчас в Мариинском театре, в советские времена назвали бы «летуном» — не за отличный прыжок, но за служебную траекторию. Выпускник славной и знаменитой киевской школы, поставляющей балерин и премьеров во многие театры мира – от American Ballet Theatre до Большого, и от Мариинки до Гамбурга, он появлялся в штате Большого, Мариинского, Михайловского театров, уходил, возвращался, снова исчезал.

Брал штурмом Италию, Францию и Японию — и никто никогда не знал, как долго еще пролежит его трудовая книжка в очередном отделе кадров, о каком контракте торжествующе объявит очередной театр.

Его модель существования — жизнь путешествующей звезды: он всегда отвечает только за себя, за конкретный выход в конкретном спектакле. Обязательства исполняются безупречно, но далее — трава не расти: споры о репертуарной политике его никогда не волновали. Сто двадцать пятый «Дон Кихот» безупречен как сто одиннадцатый и двадцать шестой; абсолютное душевное равновесие.

Так было до ноября 2011 года, когда

министр культуры Украины пригласил танцовщика стать худруком балета Национальной оперы.

Роль резко сменилась: теперь Матвиенко отвечал не только за себя. Киевский театр в тот момент вел размеренно-провинциальное существование: прокатывалась слегка потрепанная классика, народ ходил «на артистов», никому в голову не приходило, что в балете были какие-то важные сочинения после XIX века.

Новый худрук встряхнул труппу, шуганул лентяев, потребовав от некоторых расслабившихся коллег сбросить вес и ежедневно ходить на утренний класс, притащил в репертуар новые сочинения —

и труппа тут же поделилась на две части: был народ, поверивший в европейское будущее компании, и был народ, желавший, чтобы его не трогали, даже если он не особенно работает.

То ли вторых было больше, то ли у них было лучше со связями во власти, но в начале 2013 года Матвиенко хитро сдвинули с места худрука, оставив только в должности танцовщика, и, разумеется, он тут же хлопнул дверью и вернулся в Мариинку.

Но просто плюнуть, забыть, работать только на себя больше уже не смог. И задумал проект спектакля с нуля — с заказом партитуры, с новой хореографией, с принципиально новой — без крашеных задников — сценографией.

Выбрал давно любимый роман Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, договорился с композитором Константином Меладзе (который никогда балетов не сочинял, но был страшно захвачен идеей) и пригласил на постановку американского хореографа Дуайта Родена — лидера группы Complexions, что не раз триумфально выступала в России.

Понятно, что главная роль без вопросов досталась самому Матвиенко; также понятно, что женщиной, в которую главный герой был мучительно влюблен, стала жена танцовщика, солистка Мариинки Анастасия Матвиенко.

На другие роли были приглашены российские, украинские и один из американских танцовщиков:

Мариинка представлена Дарьей Павленко, Александром Сергеевым и Максимом Зюзиным, Сергей Сидорский работает в киевской опере, Екатерина Кальченко — в опере одесской, а Клиффорд Уильямс позаимствован из Complexions. Сначала речь шла о премьере в Петербурге, но затем Мариинский театр вышел из проекта, и она прошла в Киеве. 10 ноября «Великого Гэтсби» покажут в Петербурге на сцене БКЗ «Октябрьский», а 11 ноября в Москве в Кремлевском дворце.

Первое, чем поражает «Великий Гэтсби», — европейская по качеству «картинка». Братья Игорь и Александр Стеколенко создали череду проекций на задник-экран, в которых изображение комментирует происходящее, спорит с ним и отстраняет его. Художник по костюмам Дмитрий Парадизов не стал раскрашивать «эпоху джаза» в буйные цвета, предпочитая черно-белую графику (на фоне которой бордовое платье смотрелось просто взрывом). Сдержанность палитры и бешеный темп спектакля образцово подошли друг к другу:

этот балет, как и положено в соответствии с сюжетом романа, чуть стушеванное временем воспоминание, но воспоминание о жизни на адских скоростях.

Дуайт Роден ни минутки не дает артистам остаться в покое: даже если человек стоит на месте, его плечи идут ходуном, руки выгибаются, ноги вздрагивают и чертят что-то на полу.

В мире Великого Гэтсби нет спокойствия — этот мир живет сегодняшним днем, будто зная, что завтра будет «черный вторник».

Женщины преувеличенно хищны — эту тему отлично транслирует кошечка-катастрофа Дарья Павленко, одна из самых стильных балерин Мариинки. Мужчины изо всех сил стараются делать вид, что окружающий мир живет по их воле: маску одиночки, якобы правителя, что завтра сорвется в пропасть, этот нерв и тоску по человеческому прикосновению блистательно воспроизводит не только Денис Матвиенко, но и Александр Сергеев, которому досталась роль Ника Кэррауэя. Темп бесконечной вечеринки взвивается, и рассеивается как дым, и взвивается снова. Танцы, сочиненные Роденом для ансамбля, иногда кажутся однообразными — но потом понимаешь, что так и должно быть, потому что

это взгляд Гэтсби, уставшего от празднеств в собственном поместье и уставшего от этой эпохи вообще.

Роден не пересказывает сюжет, но обозначает отдельные сцены: кто читал роман, опознает историю, кто нет — увидит лишь нескольких людей, что любят-ревнуют друг друга. Самая эффектная из сцен (и самая безумная, призванная именно вечериночный угар зафиксировать) —

танцовщики хватаются за спустившиеся с колосников люстры и водружаются на них с ловкостью цирковых акробатов; истерическая и восторженная потеря контакта с землей.

Страдальческое адажио главных героев запомнится точеной графикой поз, что каждую секунду ломаются, истаивают, в тщетной надежде выстраиваются снова, а жестикуляция Гэтсби напоминает отчаянно подаваемые сигнальщиком с корабля знаки — знаки, которые никто не способен расшифровать; Гэтсби никто не понимает. Даже Кэррауэй, восторженная фраза которого вынесена в либретто («Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите их всех, вместе взятых») — и которая, конечно, не раз цитировалась публикой в разговорах в антракте при воспоминаниях об истории с увольнением Матвиенко из Национальной оперы Украины.

Музыка Константина Меладзе, специализирующегося на эстрадных сочинениях, стилизована под музыку 1920-х годов, но более агрессивна,

что иногда раздражает: танцы, придуманные Роденом, тоньше, чем эта партитура. В Киеве балет был принят длительной стоячей овацией; более пресыщенные Москва и Петербург станут для проекта экзаменом. Впрочем, вряд ли стоит сомневаться, что «Великий Гэтсби» его сдаст — балетоманы наверняка оценят стиль.

Новости и материалы
Названа привычка, сохраняющая здоровье коленных суставов
Стало известно, почему травмы головы для женщин опаснее, чем для мужчин
Названо неожиданное полезное свойство вина
Мужчины со средним социальным статусом оказались несчастнее женщин
Путин утвердил Дегтярева новым министром спорта
На Украине назвали «цыганами» бежавших из страны украинцев
Путин встретится с новым составом правительства
Стало известно, где тренер «Динамо» Личка проведет новый сезон
В Подмосковье произошел пожар на электроподстанции на заводе «Прогресс»
Депутат Госдумы ответил Мамаеву на обвинение руководителей «Химок» во лжи
Путин утвердил новый состав кабмина
Клубы РПЛ хотят сократить число участников стыковых матчей
Раскрыта связь арестованного генерала Кузнецова с Мартиросяном
Блинкен прокомментировал мобилизацию на Украине
Силы ПВО нейтрализовали авиабомбу и беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Ученые выявили привычки, свойственные психопатам во время вождения
В Херсонской области объявлена авиационная опасность
Стало понятно, куда подевались украинские укрепления в Харьковской области
Все новости