Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Похищение» Елены

Искусствоведу Елене Баснер, осужденной за мошенничество, могут добавить обвинение

Искусствоведа Елену Баснер, находящуюся под судом по делу о мошенничестве, могут обвинить в еще одном эпизоде — с картиной «Похищение».

Коллекционер Андрей Васильев, подавший в суд на искусствоведа Елену Баснер за «заведомо ложное суждение о подлинности» картины Бориса Григорьева «В ресторане», сообщил на заседании Дзержинского суда Петербурга, что с помощью эксперта ему продали не одну, а две картины. Второй подделкой, по его словам, стало полотно «Похищение» художника-модерниста Николая Калмакова, сообщает РАПСИ.

Процесс над Еленой Баснер, экспертом-искусствоведом с мировым именем, стал одним из самых громких в российской арт-среде последних двух десятков лет.

Специалиста по русскому авангарду обвиняют в том, что летом 2009 года она, в прошлом многолетний сотрудник Русского музея, высказала «заведомо ложное суждение» о подлинности картины художника Бориса Григорьева «В ресторане» 1913 года.

Петербургский коллекционер Андрей Васильев, который начал собирать русский авангард еще в 1970-е, отдал за картину $250 тыс. Однако экспертизу, как утверждает газета «Коммерсантъ», провел лишь после совершения покупки.

Картину Васильеву продал издатель Леонид Шумаков, специализирующийся на книгах о русском искусстве. Полотно, по его словам, происходило из коллекции расстрелянного в 1938 году купца и собирателя авангарда Александра Бурцева, к которому попало непосредственно от автора.

Именно издатель, с помощью которого Васильев и раньше приобретал произведения искусства, указал на Елену Баснер, якобы заверившую подлинность работы.

В марте 2010 года после незначительных реставрационных работ картину показывали на выставке «Парижачьи» в галерее «Наши художники». Там ее увидела эксперт Центра реставрации им. Грабаря Юлия Рыбакова, сообщившая Васильеву, что его полотно — фальшивка, с которой ей уже приходилось сталкиваться.

Химико-технологический анализ работы якобы подтвердил, что она была создана уже после смерти художника в 1939 году.

Оригинал же хранится в запасниках Русского музея с 1980-х — его вместе со своим собранием картин передал музею советский профессор и коллекционер Борис Окунев. Причем над каталогом, составленным в 1980-х, работала Елена Баснер. Позже музей также подтвердил, что васильевская картина — подделка, однако свою причастность к истории с подлогом отрицает.

В процессе судебных разбирательств Васильев еще до покупки полотна Григорьева приобрел подделку картины другого художника-модерниста ХХ века. Подлинность «Похищения» Николая Калмакова, как уверял коллекционер на суде, тоже подтвердила Баснер и еще четыре эксперта Русского музея.

Елена Баснер все обвинения отвергла, а ее защитники настаивают, что они построены на догадках и домыслах. Тем не менее этот эпизод выделили в отдельное судебное производство, сообщает агентство РАПСИ.

Новости и материалы
В Воронежской области объявили опасность атаки БПЛА
На Украине назвали плохими новостями решение назначить нового министра обороны России
В Петербурге на стройке школы пострадали четыре человека
Пугачеву заметили вместе с Тиньковым
Раскрыты характеристики нового хетчбэка от китайского BYD
Супруга Вучича принимает в Белграде жену Зеленского
Папа Римский отреагировал на удар по Белгороду
Литовский президент Науседа лидирует на выборах главы государства
В российским регионе произошел сход вагонов грузового поезда
«Пузико и деревяшка»: Дзюба опубликовал фото с Овечкиным
Власти Харькова не будут эвакуировать жителей города
В Харькове произошли взрывы
Британский эксперт Бронк рассказал о потерях ВСУ систем Patriot
У представленного в России автобренда Voyah появилась новая модель
Австралийский генерал предрек ВСУ «очень мрачные события»
В Госдуме прокомментировали назначение Белоусова главой Минобороны
Буденновец сдал в утиль автомобиль, купленный в долг
Лещенко готов написать песню в честь победы «Динамо» в РПЛ
Все новости