Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мало Кислорода

В прокат выходит фильм Ивана Вырыпаева «Спасение»

Театральный режиссер Иван Вырыпаев впервые снял нетеатральный фильм о разных видах искушения.

Молодая ангелоподобная монашка из Польши (Полина Гришина), с живым добрым взглядом, но строго поджатыми губами, уезжает в командировку в Гималаи, чтобы посетить там католический храм. По приезде сестра Анна обнаруживает, что из-за дорожных неурядиц до храма ей пока не добраться и придется провести несколько дней в маленьком пустынном буддистском городке. Там она, по сути, ничего не делает – только болеет горной болезнью, много ходит, беседует с туристами, меняет свой чепец на модную шапку, видит инопланетную тарелку и между делом находит Бога.

Вырыпаев, как режиссер в первую очередь театральный, всегда снимал театральные фильмы. «Спасение» с его длинными, молчаливыми и претенциозными планами — игра на принципиально чужом поле.

Главное здесь ни сюжет, ни диалоги, ни даже рыжие кудри Каролины Грушки, а лишь движение угольно-черного монашеского подрясника на фоне бледных исполинских гор.

«Медленное кино» с намеками то ли на «Самую одинокую планету» Джулии Локтев, то ли на мистически-антиклерикальный «За холмами» Кристиана Мунджу. По крайней мере, появление монашки в фильме всегда аналогично появлению ружья на сцене – автоматически анонсируется либо сексуальное искушение, либо духовное. Оба ходят за главной героиней тенью, но никак не образуют собой сюжет. Вот сестра Анна краснеет при знакомстве с симпатичным музыкантом с немытой головой. А вот она, сняв нердовские очки, косится на гигантскую голову Будды.

Есть еще, конечно, третье испытание – искушение теми самыми кудрями Каролины Грушки, вернее, искушение словом. Сестра Анна вовлекается в философский диспут со случайной туристкой в лице любимой Вырыпаевым польской актрисы. Говорят они на тему «человека-пылесоса» –

может ли человек-пылесос перестать накапливать пыль? То есть может ли человек-пылесос перестать быть пылесосом, но остаться человеком?

Этот квелый диалог, правда больше напоминающий не интеллектуально-поэтическое фехтование, а вынужденный обмен фразами на английском языке двух плохо понимающих по-английски людей, пожалуй, единственное, что осталось от старого доброго Вырыпаева и его узнаваемой «болтологии».

Гришиной в отличие от Грушки всю эту «новую искренность» необязательно суетливо проговаривать, достаточно жмуриться на солнце и по-детски тереть лицо руками. Может, поэтому и разговор между двумя женскими аватарами Вырыпаева никак не клеится. Пока одна болтает о том, как избавиться от пылесоса, другая – уже простила его, отпустила и забыла.

В «Спасении» есть невероятно живописная локация (индийский Ладакх, «малый Тибет») и не менее живописная актриса Гришина (лучшая женская роль на «Кинотавре»), есть буддистское благоговение съемочной группы перед простотой и величием гор, которое просачивается сквозь экран, есть даже инопланетная тарелка, которую остроумно вписали в и так мало реалистичный ландшафт. Но в «Спасении» парадоксально мало кино.

Его тут гораздо меньше, чем в предыдущем «Танце Дели», не выходящем за пределы одного статичного кадра. Хотя, казалось бы, из душной комнаты с артистами да сразу в горы. И гораздо меньше, чем в нелепом «Кислороде», плохо скроенном из сотни красивых фраз и увиденных где-то картинок.

В «Спасении» действительно мало кислорода, и того, из-за недостатка которого болеют горной болезнью, и того метафорического, о котором режиссер в свое время снял целый фильм.

Вырыпаев всегда был литературоцентричным автором. Все его спектакли и фильмы отталкиваются от «наивного» текста, эффекта повторяющихся слов, обаятельных философских упражнений кухонного масштабирования. За вычетом этой бесхитростной магии текста «Спасение» в какой-то момент становится слишком понятным, глупым и скучным. Картиной о том, как Гималаи, рок-музыка и уютный свитерок делают из монашки человека, и о том, что подрясник хорошо сочетается с вязаной шапкой.

Получается этакий «Ешь, молись, люби» для обитателей «Тумблера». Хотя по идее должна была получиться простая и звонкая зарисовка об очень уставшем пылесосе. О том, как, перестав играть со словами и смыслами, можно обрести свободу, которой сестра Анна в конце и делится с самим режиссером, выступившим в образе странствующего фотографа: «Бог есть».

Только вот эту строчку, выцеженную из утопичного ладакхского дзена, на автомате хочется продолжить строчкой из песни отечественной группы «Курара», поэтов екатеринбургских спальных гетто: «Бог есть. Даже здесь. Вот тебе музыка, вот тебе текст».

Новости и материалы
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Продюсер заявил, что Шнуров «подложил свинью» на «Новой Фабрике звезд»
США попросили открепить Морозов из сборной России по фигурному катанию
Все новости