Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Однажды в Иране

В прокат выходит номинированный на «Оскар» «Коммивояжер» иранца Фархади

В российский прокат выходит «Коммивояжер» — этнографическая драма Асгара Фархади, вызвавшая громкий предоскаровский скандал и оказавшаяся медленной и тягучей историей с сильной долей иранской специфики.

Днем Эмад работает школьным учителем, вечером — играет с женой Раной в любительском театре, а ночью его дом начинает ходить ходуном, трескается стекло, надо срочно эвакуироваться. С новой квартирой помогает коллега.

Правда, вскоре оказывается, что в одной из комнат остались вещи предыдущей жилицы, к которой тегеранские мужчины ходили утолять печали.

Однажды вечером Эмад задерживается на работе, Рана, услышав звонок домофона, не спрашивает, кто там, и это приводит женщину в больницу. Эмад начинает поиски обидчика и постепенно замечает, что события его жизни все точнее рифмуются со «Смертью коммивояжера» Артура Миллера, которую он разыгрывает в театре.

«Коммивояжера» снял Асгар Фархади — герой иранского кинематографа, лауреат международных фестивалей и премии «Оскар» за фильм «Развод Надера и Симин».

Новый фильм тоже получил два приза в Каннах (сценарий и лучшая мужская роль), а также вошел в шорт-лист премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Все это, конечно, не сделало «Коммивояжера» международным хитом. Иранский кинематограф, при всей своей самобытности, все-таки штука специфическая и внимание привлекает в основном благодаря политическим гонениям на действительно выдающегося режиссера Джафара Панахи. Фархади в последние дни тоже оказался в центре всеобщего внимания и тоже, к сожалению, не столько из-за кинематографа, а в связи с международной обстановкой.

После ужесточения миграционного порядка президентом Дональдом Трампом режиссер заявил, что отказывается присутствовать на церемонии, а чуть ранее бойкот «Оскару» объявила Таране Алидусти — исполнительница роли Раны.

Вышло так, что в публичном поле с избранным президентом США этой зимой сражаются в основном артисты театра и кино, и эта ситуация не стала исключением.

Сначала закон раскритиковал бывший губернатор Калифорнии Шварценеггер, а вслед за ним Кира Найтли, Доминик Уэст и еще полсотни знаменитостей выступили с инициативой организовать в ночь церемонии вручения «Оскара» протестный показ «Коммивояжера» — почему-то в Лондоне.

Хочется верить, что это мероприятие действительно состоится и будет должным образом освещено СМИ. Дико любопытно, как предельно изоляционистский американский и британский истеблишмент отреагирует на картину, снятую в неизвестной толком стране, на незнакомом языке и принципиально рассказывающую очень локальную историю.

Фестивальная критика уже не первый год сравнивает Фархади с Антониони, Ханеке и Хичкоком, а некоторые кивают в сторону «новой румынской волны».

Фильмы режиссера не оставляют сомнений и в том, что он человек культурный, и в том, что подражать никому не собирался. Тем, кто видел «Развод» или «Историю Элли», «Коммивояжер» не предложит ничего принципиально нового. Это снова беспокойное, мастерски (даром что нарочито реалистически и вообще без музыки) снятое кино, которое

дразнит зрителя детективной интригой, а на деле препарирует моральное состояние сограждан постановщика.

Рекомендовать картину можно зрителям, которые склонны маниакально искать на экране свое альтер эго, несмотря на принципиальные различия обстоятельств и условий. Фархади виртуозно давит на нужные болевые точки, провоцирует актеров страдать на крупных планах, а для верности еще и заставляет классическую пьесу Миллера больно рикошетить в и без того непростой быт героев.

С другой стороны, если не поддаваться на этот обаятельный и умный эмоциональный шантаж, то станет очевидно, что ни за одним из персонажей (кроме, пожалуй, появляющегося в финале преступника) не стоит ни мало-мальской судьбы, ни внятного характера. Все они суть функции, маленькие люди (без кавычек), претворяющие в экранную жизнь авторский замысел.

В этом смысле Фархади действительно похож на своего австрийского коллегу Ханеке — холодностью, которую пытается скрыть тщательно дрожащая камера. Различие же состоит в том, что Ханеке и Антониони брали для своих исследований экзистенциальные и прочие проблемы, свойственные широкой территории.

«Коммивояжер» же так и не выходит, как ни силится, за пределы сугубо иранских проблем.

Для того чтобы всерьез увлечься картиной, надо либо сильно интересоваться мировым кинопроцессом, либо быть глубоко в душе настоящим персом. В противном случае единственный общечеловеческий вывод, который можно вынести из этой грустной истории, — «вот как бывает».

Что же касается «Оскара», то, поскольку в этом году с фильмом Фархади не конкурирует ни одна картина про холокост, его шансы на победу довольно велики: постколониальная мораль располагает к толерантности и преодолению культурных барьеров. С другой стороны, не факт, что целая киноакадемия решится поддержать режиссера, напрямую выступившего против вступившего в полномочия президента. Интересно также, что же после просмотра скажет Кира Найтли.

Новости и материалы
Подозреваемые в убийстве американца Рассела Бентли задержаны
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Киева наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Ученые выяснили, что боль может быть заразной
Врач назвала простой способ улучшить здоровье мужчинам среднего возраста
Диетолог Дианова: мужчинам рекомендовано отказаться от красного мяса
Избавиться от коронавируса может помочь препарат от диабета
Зарема раскритиковала футболиста «Спартака»
Завод оборонного концерна Diehl в Берлине полыхает уже третьи сутки
Названы БАД, которые могут облегчить синдром раздраженного кишечника
В Запорожье произошли взрывы
«Байер» повторил рекорд, который держится 59 лет
Лавров не поверил заявлениям Швейцарии о желании видеть РФ на саммите по Украине
Все новости