Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Разлогов: Баталов останется в памяти как воплощение эпохи надежд и разочарований в жизни страны

Председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России, профессор, доктор искусствоведения Кирилл Разлогов рассказал о нравственных ориентирах героев Алексея Баталова, передает газета «Известия».

Алексей Баталов скончался в Москве на 89-м году жизни.

«Он навсегда останется в нашей памяти как воплощение целой эпохи надежд и разочарований в жизни страны и очередного (после советского авангарда 1920-х), надеюсь, не последнего взлета отечественного киноискусства. Период «оттепели» вернул советскому кино человечность, воплощением которой и стал Алексей Баталов, в жизни, на сцене и на экране.

Дядя Алексея актер Николай Баталов был воплощением своего времени — человеком из народа в фильмах 1920-х – начала 1930-х годов, провозглашающих победу нового строя и нового человека.

Алексей принял его эстафету: после догматизма периода малокартинья Николай сыграл Павла Власова в «Матери» Всеволода Пудовкина, а Алексей, спустя 30 лет, ту же роль в экранизации романа Горького Марком Донским.

Этой работе предшествовали небольшая роль в картине «Большая семья» и главная — в «Деле Румянцева», где положительные герои социалистического реализма неожиданно обрели право на сомнение, многозначность и недоговоренность. Трагическая роль Бориса в фильме Михаила Калатозова по Виктору Розову «Летят журавли» принесла Баталову мировую славу. Это тяжелое бремя Баталов пронес с высоким человеческим достоинством, оставаясь верным себе в каждой новой работе.

Баталов с Иннокентием Смоктуновским в «Девяти днях одного года» очертили портрет нового поколения энтузиастов — физиков и лириков 1960-х. Те же сложные чувства и коллизии с прежней достоверностью, но в иной социальной среде, подтвердили исключительное дарование актера.

Алексей Баталов утвердил незыблемость нравственных установок своих героев в памятном финале фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», который по-своему предвещал грядущие катаклизмы. Рабочий по имени Гоша напоминал героев Николая Баталова и тем самым восстанавливал связь времен.

После оскаровского триумфа этой картины времена вновь изменились. На рубеже веков и тысячелетий Алексей Баталов снимался значительно меньше и постепенно стал символом ушедшей эпохи. Его многочисленные награды и звания, общественная работа и, главное, преподавательская деятельность во ВГИКе, где он был мастером семи актерских выпусков, позволяли ему не терять связи с художественным процессом, оставаясь единственным и неповторимым.

Самим своим существованием он напоминал об утерянных нравственных ориентирах, обманутых мечтах и надеждах шестидесятников. Мы будем вспоминать о нем и о времени, вызвавшем к жизни созданные им образы, а новым поколениям об этом расскажут фильмы, в которых он снимался», — сказал он.

Новости и материалы
Появились новые данные о количестве погибших при обрушении автотрассы в Китае
Психолог дала советы, как родителям вести себя с подростком, который пошел работать
Китай предостерег США от вмешательства в торговлю между РФ и КНР
В МИД России рассказали, к чему привела трагедия в Доме профсоюзов в Одессе
ВСУ обстреляли магазин и хлебный фургон в Горловке
Полицейский спецназ начал массово задерживать митингующих у парламента в Тбилиси
Экономист объяснил, почему власти ждут доллар дороже 100 рублей
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
В Кремле назвали победителя фестиваля «Дорога на Ялту»
Посол РФ назвал новые антироссийские санкции нелегитимными ухищрениями
Митингующие в Тбилиси забаррикадировали один из входов в парламент Грузии
Психолог рассказала, как начать рабочий день после длинных выходных
Глава МИД Украины заявил о возможных «коммуникациях» с Россией
Глава МИД Украины признал, что Россия более эффективна в военных усилиях
В США заявили, что готовность их флота сейчас ниже стандартов
Ливан надеется на помощь России для восстановления экономики
В Ростовской области сбили два БПЛА
Эксперт рассказала, что будет с инфляцией в РФ в ближайшее время
Все новости