Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Деньги у русских есть, а драйва нет»

Почему русским больше не хочется скупать произведения искусства

Продажи крупнейших аукционных домов Sotheby's и Christie's за первое полугодие упали на треть. «Газета.Ru» разбиралась, почему у русских коллекционеров пропал интерес к скупке предметов искусства, а иностранные любители прекрасного предпочитают шедевры попроще и подешевле.

«Это катастрофа»

В первом полугодии аукционный дом Sotheby's столкнулся с сокращением прибыли: за январь – июнь 2016 года она составила $63 млн против $73 млн годом ранее. Выручка также резко упала: за данный период она составила $2,45 млрд, тогда как в 2015 году показатель был на уровне $3,5 млрд. В компании связывают снижение показателей с общим спадом на арт-рынке.

Так, на аукционе в Нью-Йорке 9 мая Sotheby's продал произведений эпохи импрессионизма и кубизма и работ современных художников всего на $144,5 млн — это на 61% меньше по сравнению с аналогичными торгами в 2015 году. Результат в 2016 году оказался худшим с 2009-го.

Более того, из 61 лота 21 остался нераспроданным. В числе картин, не нашедших обладателя, оказались изображение красного парусника Андре Дерена, оцененное от $15 млн до $20 млн, несколько работ Пабло Пикассо, картины Поля Гогена и Пьер-Огюста Ренуара.

«Я считаю, что это просто катастрофа», — заявил в интервью агентству Bloomberg Тодд Левин, директор нью-йоркской Levin Art Group.

Общие продажи аукционного дома в Северной Америке в период с января по июль 2016 года составили $872 млн. В Великобритании Sotheby's выручил за аналогичный период $774 млн, в континентальной Европе — $319 млн, а в Азии — $458 млн.

Заработать лежа

Доходы прямого конкурента Sotheby's , аукционного дома Christie's, во второй половине 2016 года упали на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили £2,1 млрд ($3 млрд), сообщается в отчете компании. За аналогичный период прошлого года объем сделок достиг £2,9 млрд ($4,5 млрд). По данным Christie's, продажи в Америке в первой половине года упали почти наполовину по сравнению с тем же периодом прошлого года, до £729,8 млн ($963,4 млн). Объем продаж в Европе, на Ближнем Востоке, в России и Индии сократился на 12%, до £736,5 млн ($972,3 млн). Таким образом, за год продажи упали на 28% в фунтах, или на 33% в долларах.

Снижение выручки Christie's произошло после рекордного 2014 года.

Уже в 2015 году продажи крупнейшего в мире аукционного дома упали на 11%, до $7,4 млрд (–5%, если считать в фунтах стерлингов). Однако несмотря на снижение доходов, этот показатель стал вторым по успешности за всю историю компании.

Самой дорогой картиной, проданной Christie's в 2016 году, стало полотно Питера Пауля Рубенса «Лот и его дочери», которое ушло с молотка за £44,9 млн. Это самая высокая цена, которую когда-либо давали Christie's за работу старого мастера. Самой дорогой реализованной скульптурой стала работа Генри Мура «Лежащая фигура» — £24,7 млн.

Самым дорогим лотом на ювелирных торгах стал голубой бриллиант Оппенгеймера весом 14,62 карата. Камень был продан за рекордные $56,7 млн на аукционе в Женеве. «Это самый дорогой бриллиант за всю историю, проданный с аукциона», — было сказано в сообщении Christie's. Кстати, свое название бриллиант получил в честь Филиппа Оппенгеймера. Его семья в течение 80 лет владела долей в корпорации De Beers, занимающейся добычей, обработкой и продажей природных алмазов.

Лоты подешевле и попроще

В отчете о состоянии рынка искусства TEFAF (Европейская ярмарка изобразительного искусства) отмечает, что общий объем продаж на арт-рынке упал в 2015 году до $63,8 млрд против $68,2 в 2014-м. По мнению экспертов, охлаждение на глобальном рынке искусства было неизбежно: за последние 10 лет продажи достигли слишком высокого уровня, и поддерживать рост при очень ограниченном предложении стало невозможно.

Усугубило ситуацию и желание Великобритании покинуть ЕС. Смута на финансовом рынке страны и общее состояние неопределенности не идут на пользу арт-рынку.

После экономического кризиса в 2008 году начинающие и опытные коллекционеры не скупились на произведения искусства, но в последнее время даже они стали менее расточительными. Руководство Christie's обращает внимание на сокращение числа дорогостоящих лотов (стоимостью свыше £5 млн).

Шедевры, оцененные выше £20 млн, почти исчезли с рынка.

Аукционным домам пришлось переключиться на редкие произведения известных художников, которые, как правило, не входят в топ-листы, а заодно снизить цены на работы, к примеру, художника Сэма Фрэнсиса, скульптора Барбары Хепуорт, легендарной Фриды Кало и звезды граффити Кита Харинга.

Спад наблюдается и на считавшемся ранее перспективным азиатском рынке. В частности, продажи в Китае упали в прошлом году на 23%, до $11,8 млрд.

Эксперты уверены: это первый тревожный звонок для азиатского арт-рынка.

«Азиатский арт-рынок сейчас находится в зоне турбулентности. Особенно нестабильна ситуация в средней ценовой категории, — сообщает Джойс Квон, специалист по азиатскому рынку искусств онлайн-аукциона Invaluable. — Радует, что высшая категория, представленная китайскими и гималайскими бронзовыми скульптурами, полностью оправдала ожидания».

Тратить на русское не хочется

Падение рынка серьезно сказалось и на интересе к русскому искусству. Искусствовед Михаил Каменский объясняет это особенностями самих покупателей.

Произведения российских художников покупают, как правило, либо люди, живущие в России, либо любители прекрасного с русскими корнями.

В любом случае речь идет о русскоговорящей прослойке. «Динамика рынка русского искусства — стабильно низкая с отдельными всплесками, — объясняет Каменский. — Связано это в первую очередь с фактором психологическим. У русских, которые покупали русское искусство, деньги как были, так и есть. Но общая политическая и экономическая ситуация лишает людей того драйва, того настроения, которое способствует любительскому коллекционированию».

«Когда у вас хорошее настроение, не грех поехать на охоту, покататься на яхте и купить картину на аукционе. Это стиль жизни, — рассуждает Каменский. — А когда появляются такие существенные психологические факторы, как санкции, как экономические и политические угрозы, то настроения нет.

Русским есть на что купить. Но не хочется».

При этом, по словам Каменского, если уж любители русского арта решаются вложиться в прекрасное, то хотят они лучшие предметы искусства, да еще и с дисконтом.

Однако владельцы шедевров, которых и так на рынке очень мало, не готовы снизить цену.

В результате на аукционном рынке не появляется звездных работ русских художников, вокруг которых могла бы развернуться борьба.

«Захлебнулся на подъеме»

Впрочем, несмотря на кризис в арт-сфере и падение цен на русское искусство, работы некоторых художников по-прежнему приносят прибыль своим обладателям. Так, 7 июня аукционный дом Sotheby's провел в Лондоне сразу три аукциона, полностью или частично посвященных русскому искусству. В частности, на торгах «Русская живопись» было продано полотно Ивана Шишкина «На опушке соснового леса» за £1,4 млн (общий объем реализованных лотов на том аукционе тогда составил £5,2 млн).

На другом аукционе — «Современный Восток» — автопортрет неоакадемиста Георгия Гурьянова ушел с молотка за £143 тыс. Среди других популярных художников, работы которых нашли тогда владельцев, — соцартисты Комар и Меламид (их «Двойной автопортрет» был продан за £125 тыс.), а также Владимир Вейсберг и Дмитрий Краснопевцев (несколько их полотен реализовали за £17,5–62,5 тыс.).

На рынке современного русского искусства взлетов не происходит, убежден Каменский. «Мода на него заглохла вместе с падением фондового рынка и уменьшением аппетитов представителей молодого поколения, — объясняет он. —

Покупали современное русское искусство люди от 25 до 45 лет, как правило, успешные фондовые менеджеры, которые считали, что мы входим в новый мир, и они, как люди современные, должны собирать именно contemporary art. Успешных людей стало меньше».

В России работают аукционные дома вроде VLADEY, Art4, которые специализируются на современном русском искусстве. «Но сопоставить цены на русское современное искусство с рекордами европейских, азиатских и американских художников невозможно. В России рынок современного русского искусства стал складываться именно в начале 2000-х годов и захлебнулся на подъеме. Нам о результатах, которые показывают зарубежные художники, даже не приходится мечтать», — резюмирует Каменский.

Новости и материалы
Российский пловец: нас не считают за людей на Олимпиаде
Москвичам рассказали, когда ждать потепления
Мужчина рассказал, что не может довести жену до оргазма даже с вибратором
Умер режиссер «Новых бременских» Горленко
Дебютант UFC Махачеву: новый король идет
В Крыму произошел крупный пожар
Житель Владивостока без прав собрал 111 штрафов за нарушение ПДД и врезался в дерево
Выбор звука будильника на iPhone стал испытанием для пары
Храму Христа Спасителя передали чудотворную Казанскую икону Божией Матери
Швейцария пригласила партнеров РФ по БРИКС на конференцию по Украине
Тарасова оценила перспективы Малинина сделать пятерной прыжок
У пробиотиков нашли опасный для жизни побочный эффект
Москвичей и гостей столицы предупредили о резком похолодании
В пустыне нашли место отдыха фараонов
Роналду может стать одноклубником Месси
Два населенных пункта в Белгородской области подверглись атаке ВСУ
Сторонники Палестины выпустили по Израилю 30 ракет
Saudi Aramco увеличила экспортные нефтяные цены для Азии
Все новости