Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Донбасс «от лукавого»

Киев не пропишет особый статус Донбасса в конституции

Минские соглашения зашли в очередной тупик. Представленные Киевом поправки в конституцию не дают особый статус Донбассу. В ответ самопровозглашенные республики пригрозили провести собственные выборы без украинских избиркомов. Киев не готов пойти на уступки Москве и пророссийским сепаратистам, что повышает риски возобновления войны в регионе.

За почти шесть месяцев действия вторых минских соглашений договоренности оказались провалены почти по всем пунктам. На фоне политического кризиса с обеих сторон нарастает конфронтационная риторика. Пока стороны не рискуют возобновить полномасштабный военный конфликт, они используют экономические инструменты давления. Ранее Киев перекрыл электроэнергию Крыму и усилил транспортно-экономическую блокаду Донбасса.

В итоге самопровозглашенные республики и Киев начинают реализовать минские пункты, но по отдельности и каждый в своем понимании. Украина готовит поправки в конституцию без особого статуса для Донбасса, а самопровозглашенные республики грозят провести осенние местные выборы без участия Киева, форсировав госстроительство.

Конституция усилит Порошенко

Главный и самый спорный пункт Минска-2 — реализация автономного статуса Донбасса для проведения местных выборов.

Реальные цели Москвы — сохранить контроль над республиками при номинальной реинтеграции региона. Цели же Киева противоположны — вернуть реальную власть в регионе, исключить военно-политическое влияние России в Донбассе через контроль над восточной границей Украины.

В среду президент Украины Петр Порошенко презентовал проект изменений в конституцию Украины, касающихся децентрализации. Теперь базовой единицей административно-территориального устройства Украины станут общины, которым центр частично уступит полномочия, ответственность и финансовые ресурсы. Вместо назначаемых глав госадминистраций (в обиходе губернаторов) управление отдается местным исполкомам, подконтрольным местным избранным советам.

Однако конституция не ослабляет президентские полномочия: в стране появятся префекты для надзора за ее соблюдением местными властями, подчиняться они будут президенту. Предполагается, что они не будут вмешиваться в работу с бюджетными потоками, но станут выполнять надзорные функции.

При этом поправки оставляют больше вопросов, чем ответов. Предложенный проект не предусматривает особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь прописывает, что он будет определен специальным законом.

Ключевые вопросы для страны — обороны, внешней политики, национальной безопасности, верховенства права и соблюдения гражданских свобод — в любом случае остаются под контролем Киева. Сам президент Петр Порошенко подчеркнул, что не даст Донбассу автономный статус.

«Проект изменений в конституцию не предусматривает никакого особенного статуса Донбасса. Все эти мысли от лукавого», — прокомментировал Порошенко.

Самопровозглашенные республики отреагировали на поправки ожидаемо резко.

«Ни я, ни мой коллега Плотницкий (глава ЛНР. — «Газета.Ru») не давали согласия на предложенную Порошенко концепцию конституционной реформы, — заявил Захарченко. — Более того, считаю откровенным издевательством подход, при котором Донбасс в этом проекте упоминается всего одной бессодержательной строчкой, да и то не в основном тексте конституции, а в переходных положениях».

Москва также высказала свое неодобрение. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков публично предложил Киеву перечитать минские соглашения.

Поправки полностью не устраивают Кремль, подтверждает источник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю. По его словам, Москва ждет от Киева не унифицированную децентрализацию, а асимметричную с учетом специфики регионов.

«Донбассу необходим особый статус, и не в форме простого закона Украины, который легко можно отменить, а в виде поправки в конституцию», — объясняет источник претензии Москвы и контролируемых ей самопровозглашенных республик.

В случае отказа проблема Донбасса может быть заморожена, но остаются высокие риски войны, что «чревато постоянным очагом нестабильности для Украины», уверяет околокремлевский собеседник. «Москва и так идет на всевозможные уступки, куда дальше», — говорит он.

Унитарная модель записана в украинской конституции. И она полностью соответствует выраженным в соцопросах взглядам украинцев, которые «категорически против федерализации», парирует глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По его словам, предложение сепаратистов — это договорной принцип отношений между территорией и центральной властью, а конфедерация неприемлема для Украины. Второе же предложение о праве создания районами некоторых отдельных ассоциаций внутри государства — это «путь разрушения государства изнутри».

«Россия предлагает Украине то, что не делала сама, предлагается это для того, чтобы разрушить украинское государство изнутри. При Ельцине эксперименты с договорным характером отношений субъектов в государстве проводились, но их быстро закончили после возникновения сепаратизма на Кавказе», — считает политолог.

В итоге Киев пошел на расширение прав, но не для регионов, а для базовых единиц местного самоуправления. Механизм роспуска президентом органов МСУ стал предохранителем от сепаратистских рисков.

Законопроект Порошенко критиковали некоторые депутаты Рады, например представители Радикальной партии. Однако критика была связана в первую очередь с опасностью усиления власти президента, поскольку на Украине нет такой сильной вертикали власти, как в России.

ЛНР и ДНР берут курс на госстроительство

Не дождавшись конституционного особого статуса для Донбасса, в самопровозглашенных республиках готовы форсировать ситуацию в сторону госстроительства. В четверг глава ДНР Александр Захарченко назначил выборы глав районов и городов на 18 октября. Из распространенного Донецким агентством новостей сообщения следует, что «в сложившихся по вине Киева условиях» в ДНР готовы «ради спасения» минских договоренностей самостоятельно приступить к их выполнению. По мнению Захарченко, дальнейшее промедление и затягивание «выгодно только украинской партии войны». ДНР объявила о готовности согласовать в рамках контактной группы в Минске мониторинг ОБСЕ на предстоящих выборах.

«Речь не идет о приглашении украинских избиркомов, — говорит прокремлевский политолог, глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. — Речь идет о подготовке закона о выборах, который не противоречил бы украинскому и соответствовал нормам БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека. — «Газета.Ru») ОБСЕ».

То есть такие выборы пройдут формально соблюдая минские соглашения, но без реального участия Украины. Петр Порошенко охарактеризовал такой сценарий выборов как «безответственный с разрушительными последствиями для процесса деэскалации напряжения» в Донбассе.

«Обе стороны апеллируют к минским договоренностям, но проблема в том, что они сами достаточно неоднозначны», — указывает доцент РГГУ Сергей Маркедонов.

«А какие еще варианты? Каждая сторона демонстрирует неготовность играть по правилам оппонента. Вопрос, у кого первого сдадут нервы. Начавший боевые действия очень сильно подставится», — заключает Чеснаков.

Демилитаризация Широкино

Минские соглашения остановили полномасштабную войну в регионе, однако по всей линии соприкосновения сохраняются горячие точки. Одной из точек напряжения остается село Широкино близ Мариуполя, в котором постоянно идут бои.

2 июля ДНР объявила об одностороннем выводе всех своих войск из Широкино близ Мариуполя и пообещала больше не обстреливать село, часть которого контролируют ВСУ. Однако в пресс-центре АТО и батальоне «Азов» сообщили о продолжении боев в Широкино, утверждая, что ополченцы используют тяжелую артиллерию и танки. В ответ в минобороны ДНР обвинили украинских военных в обстреле села Саханка близ Широкино.

В ополчении демилитаризацию Широкино восприняли неоднозначно. Координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский в фейсбуке назвал этот шаг «сдачей позиций».

В ЛНР полпред Владислав Дейнего пообещал повторить опыт демилитаризации, если он окажется удачным. Украинские же военные на этот шаг в Широкино вряд ли пойдут, поскольку боятся подставить под удар Мариуполь – крупнейший город в области под контролем Киева.

Возможные сценарии

Тупик изначально малореалистичных минских соглашений и неопределенность будущего Донбасса заставляют экспертов вновь прогнозировать различные сценарии для региона.

В июне бывший секретарь Совбеза Украины Владимир Горбулин в своей статье описал пять возможных сценариев для Донбасса.

Первый радикальный и маловероятный вариант – тотальная война с Россией, которой необходим доступ к Крыму и Приднестровью. Второй радикальный сценарий «стена» предусматривает окончательный отказ Украины от неконтролируемых территорий и полный разрыв с ними. При нем судьба этих территорий будет интересовать Украину только с точки зрения обеспечения ее собственной безопасности. Потеря территорий ударит по престижу страны и чревата длительным адаптационным периодом.

Третий радикальный сценарий «сателлитности» предусматривает поиск способов сепаратного мира с Россией на выгодных для нее условиях. То есть с признанием автономии Донбасса и отказом от возвращения Крыма. Такой вариант Горбулин называет «исторически самоубийственным и политически бессмысленным».

«Любой глава государства, пытающийся сделать это, сразу лишится власти», — согласен украинский политолог Фесенко.

Четвертый сценарий заключается в «замораживании» конфликта по образцу Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. В нем, полагает бывший глава Совбеза, заинтересована Россия и часть стран Евросоюза. Суть его в том, что ДНР и ЛНР остаются в составе Украины на условиях предоставления им особых властных полномочий. В таком случае Киев снимает экономическую блокаду и принимает на себя бремя восстановления разрушенных районов Донбасса, а в ДНР и ЛНР сохраняется «марионеточный режим, контролируемый из РФ», который будет влиять на украинскую внешнюю и внутреннюю политику в интересах России.

Горбулин считает реалистичным для Киева пятый сценарий — «ни войны, ни мира».

Он предусматривает ограниченную войну против России и восточных коллаборационистов. Горбулин предлагает постоянно вести переговоры без окончательного фиксирования результатов. При этом наращивать военно-технологический потенциал для постепенного перехода к активной обороне и дальнейшей международной изоляции России. В то же время Украина должна продолжать сближение с НАТО и ЕС и попытаться сформировать оборонные союзы в Восточной Европе.

«Пятый вариант — «ни мир, ни война» — и нынешняя ситуация может затянуться на долгий период», — уверен Фесенко.

Новости и материалы
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Все новости