Моби Дик из Перу

Самый крупный морской хищник обнаружен палеонтологами в пустыне в Перу

Самый крупный ископаемый морской хищник обнаружен палеонтологами в пустыне на территории Перу. Длина туловища кашалота Leviathan melvillei составляет порядка тринадцати метров, размер его черепа около трех метров.

Перуанские пустыни известны своими артефактами: самыми известными из них являются гигантские рисунки пустыни Наска. Теперь же настоящий подарок палеонтологам преподнесла пустыня Писко-Ика, в одной из геологических формаций которой ученые смогли откопать фрагменты огромной челюсти.

Первым заметил останки Клас Пост, сотрудник Музея естественной истории Роттердама. В ходе короткой экспедиции в пустыню он обратил внимание на хорошо сохранившиеся кости, напоминающие слоновые бивни. Последовавшие затем раскопки позволили ученым извлечь из земных недр большие фрагменты черепа и несколько зубов.

После тщательного изучения найденных останков животного международная группа голландских, перуанских, французских и итальянских ученых определила, что перед ними находятся кости самого крупного хищного морского млекопитающего, с которым когда-либо встречалось человечество.

Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Nature.

Анализ найденных останков позволил исследователям определить возраст находки — 12–13 млн лет. Ученые произвели реконструкцию черепа этого морского чудища и его туловища. Оказалось, что его голова превышает по размерам рост взрослого человека и составляет порядка двух-трех метров. Ископаемый кашалот также обладал острыми зубами, достигающими в высоту 36 сантиметров.<3>

На правах первооткрывателей ученые назвали откопанного ими кашалота Leviathan melvillei в честь американского писателя Германа Мелвилла, самым знаменитым произведением которого является роман «Моби Дик или Белый кит».

В этом произведении рассказывается об охоте китобойного судна «Пекод» на гигантского белого кита Моби Дика. В конце романа погибают и чудище, и весь экипаж корабля, кроме матроса, от лица которого ведется повествование.

Ископаемый кашалот Leviathan melvillei был найден в слое осадочных пород, указывающих, что миллионы лет назад на этой территории Перу был океан. Не так давно другие ученые обнаружили там останки гигантских акул. Ученые предполагают, что вместе с ними кашалот питался более мелкими китами, не превышающими в размерах десяти метров. Вероятно, древняя охота могла выглядеть так, как показано на рисунке к данной заметке.

По сравнению с Leviathan melvillei современные кашалоты выглядят совсем безобидными.

У них нет таких гигантских зубов, а их основной пищей являются кальмары, моллюски и рыба.

Помимо описания нового вида кашалота, ученые предложили альтернативное объяснение появления у китов гигантского пузыря спермацета (вязкой жидкости, которая являлась главным трофеем китобоев), расположенного в голове животного. В XVIII веке из спермацета изготовляли свечи, позднее его использовали как смазочный материал и основу для приготовления кремов и мазей. Сейчас, в связи с прекращением добычи кашалотов, спермацет больше не добывается и не применяется.

Считается, что пузырь спермацета позволяет китам совершать погружения на большую глубину.

Но ученые, исследовавшие Leviathan melvillei, считают, что их ископаемый «подопечный» жил у поверхности океана и не нуждался в таком «грузиле». Ученые полагают, что этот пузырь использовался кашалотом в качестве оружия в охоте на более мелких китов.