Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Крым утратил свой имперский контекст»

Взгляд исследователя из Северной Ирландии на прошлое Крыма в контексте культуры и межэтнических отношений в интервью «Газете.Ru»

О прошлом Крыма, межэтнических отношениях на полуострове, а также об историческом контексте развернувшихся там «войн памяти» «Газете.Ru» рассказала британский исследователь Джуди Браун.

Джуди Браун являлась одной из участниц проекта «Войны памяти: культурная динамика в Польше, России и на Украине», о результатах которого «Газете.Ru» недавно рассказал его руководитель Александр Эткинд. Браун получила степень PhD, защитив диссертацию по теме «Культурная память Крыма: история, память и место в Севастополе», которую планирует выпустить в форме монографии.

— Какие методы вы использовали в ходе своих исследований по Крыму? Откуда у вас появился интерес именно к этому вопросу?

— Я получила степень бакалавра в области истории культуры, специализируясь на России. Впоследствии я получила степень магистра в области межэтнических отношений. Основываясь на этом двойственном академическом опыте, я и решила исследовать замечательный крымский вопрос.

Свою докторскую степень я получила за диссертацию, озаглавленную «Культурная память Крыма: история, память и место в Севастополе».

Что касается методов, то я обратилась ко множеству источников культурного характера, касающихся Крыма, — литературных, исторических, автобиографических и так далее. В конечном счете я решила провести полевое исследование, которое, по-моему, является самым лучшим подходом для того, чтобы выявить взгляды живущих там людей на прошлое и их связь с настоящим.

Я трижды посетила Крым и провела там более четырех месяцев в 2011 и 2012 годах.

Я повстречалась со многими жителями полуострова: беседовала с ними, интервьюировала их, посещала экскурсии, наблюдала за торжественными мероприятиями и даже принимала в них участие. Проведя это время в Крыму, я поняла, насколько на самом деле сложны межэтнические отношения и вопрос культурной памяти полуострова.

Наверное, существует также и личная причина, по которой я выбрала Крым в качестве темы своих научных изысканий: я родом из Северной Ирландии, а у нас там тоже довольно непростые отношения в обществе.

— Вспоминают ли Крымскую войну XIX века в Великобритании? Влияет ли этот фактор на восприятие текущих событий в Крыму?

— Для большинства людей в Великобритании слово «Крым» ассоциируется с Крымской войной 1853–1856 годов, атакой легкой бригады и Флоренс Найтингейл.

Память о Крымской войне увековечена, например, в названиях улиц — Севастопольская Дорога, улица Инкермана, улица Альмы, — но это не столь распространенное явление.

Многие люди попросту не знакомы с историей Крымской войны, а те, кто о ней знает, практически не видят параллелей между теми событиями и современностью.

Таким образом, понятие новой Крымской войны не особо распространено, люди склонны видеть новую «холодную войну», но и в данном случае сравнение не очень точное.

— Что делает крымский вопрос особенно уникальным? Связано ли это с тем, что некоторые местные жители чувствуют себя иностранцами, живущими на вроде бы родине?

— Более чем двадцать лет вопрос о том, почему Крым не стал очередной горячей точкой, оставался загадкой для исследователей.

Казалось, что там имеются все составляющие конфликта, в том числе определенные процессы миграционного характера и изменения в этнической структуре населения. Но до недавнего времени никаких крупных конфликтов не было. Почему так?

Крымчане часто утверждают, что полуостров представляет собой особую территорию, и в этом они правы.

Хотя СМИ часто говорят о разобщенности Крыма, а зачастую и Украины, по-моему, существует уникальная с культурной точки зрения крымская идентичность, именно благодаря которой местные жители могут выступать как сплоченная сила и поддерживать мир. Это и есть свидетельство единства.

— С культурной точки зрения Крым более украинский или русский? Стали ли культурной и исторической травмой для жителей полуострова распад СССР и последовавшие за этим события?

— Я бы переформулировала вопрос и спросила, какие культурные механизмы работают для того, чтобы создать образ Крыма, ассоциирующегося с украинской, русской или любой другой культурой, в том числе крымско-татарской. Существует огромное количество характеристик Крыма, по-разному носящих национальную окраску в соответствии с тем, что разные группы жили в Крыму на протяжении веков. И как и в случае с любой другой страной, эти характеристики множественные, пересекающиеся и противоречивые.

Сильнее всего работают культурные механизмы, посредством которых Крым ассоциируется с российским культурным контекстом.

Крым представляется бриллиантом в короне Российской империи, местом российской воинской славы, а также является привлекательным местом для туристов.

Тем не менее, говоря о Крыме именно в таком контексте, люди иногда вычеркивают 342-летнюю историю Крымского ханства. Кроме того, зачастую происходит слияние терминов «российский» и «русский». Наконец, распад СССР стал своего рода травмой: Крым выпал из имперского контекста и потерял объединяющую его комплексную личность.

— Как травматические события, пережитые крымскими татарами, влияют на их поведение, позицию и самоидентификацию?

— Помимо травмы, причиненной им в 1944 году в ходе насильственной депортации, крымские татары в XX веке пострадали и еще от насильственных действий в отношении их памяти.

В их родных местах проводилась детатаризация: многие татарские названия и места были целиком и полностью заменены славянскими.

Советские власти подавили культурную память о депортации в общественной сфере, а в конце концов крымские татары не могли вернуться обратно вплоть до 1980-х. Тем не менее именно память крымских татар сыграла жизненно важную роль в их возвращении в Крым и продолжает оставаться краеугольным камнем для тех из них, кто ожидает решения земельного вопроса.

— Как крымские ландшафты, в том числе городские, отражают историческую память? Имеется ли своеобразный протест против украинского контроля над этими территориями?

— Территории очень важны для памяти, поскольку они имеют свойство быть проникнутыми значениями. Вместе территория и память создают мощный ландшафт памяти.

В некоторых случаях эта память описывает Крым как нечто одинаковое — бриллиант в короне Российской империи, жемчужину Украины, золотую колыбель крымских татар.

Более того, природные ландшафты Крыма напрямую связаны с различными историями и воспоминаниями.

Многие крымско-татарские мифы связаны с различными местностями, например с горой Аю-Даг (Медведь-гора). Более того, зачастую многие места отражают и историческое наследие, отражая важные события, причем это процесс сложный и многослойный. Херсонес Таврический напоминает о греческом прошлом полуострова, в то же самое время эта история переплетается с историей крещения Руси: именно здесь крестился князь Владимир. В то же время Ханский дворец в Бахчисарае напоминает о крымско-татарском прошлом, которое сталкивается с российским восприятием этого места, достаточно вспомнить поэму А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

Севастополь является основным местом сосредоточения российской исторической памяти в Крыму.

Город, в котором более 2 тыс. различных памятников и монументов, словно сам представляет собой памятник Российской империи. По сути, его жители сами выступали за возвращение городу дореволюционного облика во время советской послевоенной реконструкции.

Зачастую говорят, что Севастополь — русский город. Однако важно подчеркнуть имперскую идентичность Севастополя и вспомнить, что в исторической перспективе Севастополь — это прежде всего город российский.

В то же время в городе было недовольство мемориальными проектами, связанными с увековечением украинской истории. Эта тенденция наиболее заметна в Севастополе: она проявляется в отказе от украинской национальной истории, размежевании с гражданской концепцией украинской идентичности и поощрении развития неоимперской идентичности, базирующейся на концепте славянского единства.

— Какой эффект языковая политика, проводимая украинскими властями на протяжении многих лет, оказала на жителей Крыма?

— Это довольно сложно сказать, поскольку последний раз перепись населения в Украине проводилась в 2001 году. А для ответа на вопрос нужны свежие и более точные данные, которые позволили бы показать, что происходит с языками. Мне кажется, что имело место повышение числа людей, владеющих двумя языками — русским и украинским. То есть появилось знание украинского языка, которое не обязательно проявилось в увеличении числа людей, говорящих на нем в повседневной жизни.

— Является ли российский культурный контекст наиболее близким для этих людей? Как это связано с концепцией исторической памяти?

— Это будет именно так, если понимать «российский» в более широком, имперском контексте. Ведь Крым занимал особое место как во времена Российской империи, так и Советского Союза.

Сейчас люди часто спорят о том, кто потерял Крым, но я предлагаю задать вопрос: что потерял Крым?

Он утратил свой имперский контекст. И Крым, будучи частью России или Украины, он что-то теряет в плане своего особого значения и связующей роли, которыми некогда обладал и которых больше нет. По-моему, жителям Крыма наиболее комфортно, когда есть хорошие связи как с Россией, так и с Украиной.

— Что лучше всего отражает культурную самобытность полуострова и живущих на нем людей? Например, какие события.

— Крымчане верят, что они живут на особой территории. Это чувство особости связано с природной красотой полуострова и привилегированным статусом, которым он обладал и продолжает отчасти обладать сейчас.

Ведь Крым — это место, где строили свои летние дворцы российские императоры и куда мечтают поехать в отпуск миллионы людей.

Это праздник для души: здесь мягкий воздух, теплый песок, фрукты и отличные вина. Крым имеет славное многонациональное наследие: он переходил из рук в руки много раз, вследствие чего несет на себе отпечаток истории.

В Крыму произошло много исторических битв, которые сопровождались великими страданиями, но были исполнены воинской доблести и внесли огромный вклад в победу российского оружия, в том числе в 1945 году. В Севастополе этот уникальный культурный образ проявляется в форме изображений обороны и стойкости в ходе Крымской войны и Великой Отечественной войны. Кроме того, Крым — символ технических инноваций времен Советского Союза. Этот богатый на исторические и культурные сюжеты гобелен символизирует гордую и самобытную культуру.

— Какие формы принимали и принимают «войны памяти» в Крыму? Как они изменили культурный и исторический бэкграунд?

— Во-первых, это вопрос о коренных и не коренных жителях полуострова.

Крымские татары просят признать их коренным народом Крыма, в ответ на что им часто говорят, что на полуострове исторически проживало много разных этнических групп, вследствие чего Крым не принадлежит ни одной из них.

Второй момент касается оценки нерусских народов в Российской империи. Многие историки говорят о том, что этнические украинцы сыграли важную в роль в армии Российской империи, особенно в Черноморском флоте, отмечая это также как важную веху в истории Украины. В то же время другие ученые заявляют, что все они служили в Вооруженных силах Российской империи, вследствие чего национальная принадлежность не играет никакой роли.

Третий момент касается статуса украинского флота в 1917–1921 годах: являлся ли он независимым и самостоятельным или нет.

— Можно ли заметить следы Крымской войны в городском ландшафте Севастополя? Различается ли восприятие истории этого города с украинской и российской позиций?

— Да, безусловно.

Крымская война является главным событием, которое отражает городской исторический ландшафт Севастополя.

В то же время Великой Отечественной войне придается прежде всего, как я считаю, перформативный контекст. А украинская историография пытается подчеркнуть роль украинцев в армии Российской империи, прежде всего украинских моряков Черноморского флота. Но, как я уже сказала, это вопрос спорный.

— Как последние события, в частности аннексия Крыма, могут повлиять на различные этнические группы, живущие там? Какие наиболее острые моменты «исторической памяти» разделяют их или собирают воедино?

— Аннексия Крыма была, с одной стороны, воспринята многими с эйфорией, а с другой — со смешанными чувствами и с трепетом.

В целом я хочу сказать, что у представителей всех этнических групп она вызвала одно общее чувство — неопределенность.

И оно появилось как у тех, кто считает себя в данной ситуации победителями, так и у тех, кто считает, что что-то потерял. Я сочувствую обеим сторонам. Особенно мне жаль те семьи, которые теперь разделены. Ведь есть много смешанных российско-украинских семей. Многие из них живут в Крыму и имеют родственников на Украине — и наоборот.

Последние события обострили некоторые плохие ощущения, и это печально. Различия и вопрос лояльности проявились особенно остро, а некоторые важные связи с Украиной попросту были разорваны.

— Оставляя политику в стороне — тот факт, что Крым теперь является частью России, приведет в гармонию чувства большинства жителей полуострова? Имеются ли для этого исторические и культурные предпосылки?

— К сожалению, политику в стороне оставить не удастся. Аннексия Крыма произошла из-за сугубо политических факторов, а в России рассматривается как свершившийся факт вопреки тому, что многие представители международного сообщества не признают его законность. И принесли эти события с собой неопределенность.

Я не буду пытаться давать какие-либо прогнозы, это не моя область, лишь скажу, что гармонии в Крыму поспособствует восстановление хороших, здоровых взаимоотношений между Россией и Украиной.

Что бы ни произошло, я уверена, что как прошедшие, так и будущие события в значительной степени повлияют на культурную историю Крыма.

Новости и материалы
В Воронежской области отменили режим опасности атаки БПЛА
Украинцев призвали искать на зиму друзей с отоплением на дровах
Бивол защитил два титула чемпиона мира
Врач предупредила об опасности лечения детей Оземпиком
ВС США назвали даты тестовых пусков МБР Minuteman
Одна из крупнейших партий Германии подверглась масштабной кибератаке
В Иране задержаны участники собрания сатанистов
Опасность атаки БПЛА объявили в Воронежской области
На Западе сообщили об охоте российских FPV-дронов на ВСУ
Сенатор США назвал Нетаньяху военным преступником
Стало известно, что нужно сделать «Динамо» для чемпионства
В Днепре произошли взрывы на фоне воздушной тревоги
Зеленский опасается, что Трамп завершит военный конфликт за счет Украины
«Реал» стал победителем Лиги чемпионов, обыграв «Боруссию»
МИД Ирана вызвал шведского дипломата из-за обвинения в вербовке террористов
Еще два фаната выбежали на поле в финале Лиги чемпионов в футболках «Mellstroy»
Терапевт рассказала о несуществующих болезнях, которые часто «выявляют» врачи
Назван главный минус в игре переходящего в «ПСЖ» Сафонова
Все новости