Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«И надежно охраняют берега родной земли»

13 мая отмечается день рождения Черноморского флота: отдел науки вспоминает его историю

13 мая — день Черноморского флота ВМФ России. Отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает его историю, которая началась в 80-е годы XVIII века, когда Россия стала черноморской державой и получила постоянный флот, базирующийся в Севастополе.

Россия в течение всего XVIII века стремилась стать морской державой. Для этого стране пришлось вести много войн, итогом которых стал контроль над берегами Азовского, Балтийского и Черного морей.

Основным соперником России на южном направлении была Османская империя, с этой страной велись регулярные войны, причем не только на суше. Так, в ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 годов эскадра Российской империи в Эгейском море наголову разгромила турецкий флот близ Чесмы — в условиях двукратного преимущества противника по количеству кораблей. В итоге турецкие коммуникации между островами были нарушены, а пролив Дарданеллы — блокирован со стороны Средиземного моря.

Однако для выхода к Чесме кораблям Балтийского флота пришлось огибать всю Европу.

Чтобы избежать подобного в дальнейшем, Россия с конца 1770-х годов начала строительство военных кораблей на верфях в Азовском море и в городе Херсоне, заложенном в Днепровском лимане в 1778 году.

В 1783 году русские войска заняли и присоединили к империи Крым и Кубань. Сразу же на территории полуострова был заложен город Севастополь. Его главным преимуществом была длинная бухта (тогда ее называли Ахтиарской), укрытая от штормов, в которой можно было разместить как военные корабли, так и сухопутные базы. Неудивительно, что именно Севастополь стал военно-морским центром России на Черном море. 2 (13) мая 1783 года 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую акваторию, этот день считается днем рождения Черноморского флота.

Появление регулярных морских сил России в Черном море не могло не вызвать сопротивления Турции. Первая победа черноморской эскадры над турками датируется 1788 годом, когда недалеко от острова Фидониси эскадра под командованием графа Войновича разгромила турецкий флот. В конце XVIII века всходит звезда выдающегося адмирала Ф.Ф. Ушакова, который на рубеже XVIII и XIX веков возглавляет черноморскую эскадру во время похода против французов в Ионическое море. При нем Российская империя получает базу в Средиземном море, захватив остров Корфу. Однако в дальнейшем удержать его не удалось: Черноморский флот так и останется запертым в море, отделенном от Мирового океана проливами Босфор и Дарданеллы (желанием получить над ними контроль во многом объяснялась активность России на южном направлении и призыв «водрузить крест на Святую Софию», то есть лишить Османскую империю контроля над Константинополем).

Но всю первую половину XIX века российские моряки почивали на ушаковских лаврах.

Да, черноморцы вместе с английскими и французскими силами в 1827 году разгромили близ острова Наварин турецкую эскадру (обеспечив тем самым успех греческим повстанцам и победу в войне с Турцией в 1829 году), однако технологическое отставание флота от европейских держав росло.

В николаевские годы развитие флота затормозилось. Вспыхнувшую осенью 1853 года Крымскую войну Черноморский флот начал с преимущественно парусными судами и пароходами-фрегатами против паровых кораблей у англичан и французов. Хотя началась кампания с громкого успеха: адмирал П.С. Нахимов разгромил турецкую флотилию близ Синопа. Но осенью 1854 года пять кораблей и два фрегата пришлось затопить — чтобы перегородить Севастопольскую бухту и не допустить входа англо-французских кораблей в осажденный город (сейчас им поставлен памятник около Приморского бульвара). Сошедшие с кораблей матросы участвовали в 349-дневной обороне города.

По Парижскому трактату 1856 года, Россия не имела права иметь военный флот на Черном море.

Укрепления в Севастополе и Кинбурне (крепость, оборонявшая крупный торговый порт Одессу) пришлось частично срыть. Управление оставшимися небольшими судами, выполнявшими охранные функции, было перенесено в Николаев. Лишь в 1871 году, в дни Франко-прусской войны, Россия объявила о денонсации договора. Англия, Турция и Франция вынуждены были принять это решение — началось энергичное восстановление Черноморского флота.

Но в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов мощи флоту не хватало — пришлось вести «партизанскую войну» с помощью коммерческих пароходов под русскими флагами. Это, впрочем, не помешало России одержать победу. При Александре III флот стали активно перевооружать. В 1886 году в его состав влились первые броненосцы — «Чесма», «Екатерина» и «Синоп». В 1895 году управление флотом вернулось в Севастополь, уже тогда считавшийся символом русского военного присутствия на Черном море.

Революционные события 1905 года не обошли стороной и Черноморский флот.

Разрыв между матросами и офицерами, сохранение практики телесных наказаний, плохие условия службы (недостаток одежды и пищи), существование воинских «притеснений» (например, матросам и солдатам было запрещено сидеть при езде в трамвае) — все это привело к многочисленным восстаниям моряков (первое вспыхнуло еще в июне 1904 году на крейсере «Березань»), самыми известными из которых стали выступления на броненосце «Потемкин» и крейсере «Очаков».

В Первую мировую войну российскому флоту в Черном море предстояло соперничать с турецкими судами, однако куда более важным испытанием для флота стала Гражданская война. Одни суда перешли на сторону большевиков, другие оказались под контролем англо-французских войск. Значительная часть «красного» флота в июне 1918 года была затоплена в Новороссийске, Севастополе и Туапсе — чтобы не допустить его захвата немцами. В 1919 году «белый» флот был передан Деникину. В докладе капитана 2-го ранга Н.А. Рябинина говорилось об отсутствии единства во флоте, однако он сохранил боеспособность до осени 1920 года. Тогда началась эвакуация белогвардейцев из Крыма — «белый» флот был размещен в Северной Африке, в порту Бизерта (территория Туниса). В 1924 году Франция официально признала правительство СССР, начались споры о судьбе кораблей, стоявших в тунисской гавани. 29 октября 1924 года там был спущен Андреевский флаг.

В советское время к концу 1930-х годов Черноморский флот был восстановлен. Его моряки в июне 1941 года обороняли Одессу, Керчь, Севастополь. Часть судов ушла на побережье Кавказа, экипажи судов участвовали в создании плацдарма «Малая земля». Потери черноморцев были огромны: за годы войны были потоплены сотни судов, а при одной только обороне Севастополя погибли 200 тыс. человек. Севастополю было присвоено звание «Город-герой». А в 1954 году Вано Мурадели написал городской гимн, в котором преобладали флотские мотивы:

Знает вся страна родная,
Что не дремлют корабли
И надежно охраняют
Берега родной земли.

Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь, Севастополь —
Гордость русских моряков!

После распада Советского Союза Россия и Украина, ставшие независимыми государствами, никак не могли договориться о разделе флота. Часть кораблей в бухтах Севастополя и на других базах в Крыму стояла под флагами Черноморского флота России (ЧФ РФ), часть — под знаменами Военно-морских сил Украины (ВМС Украины), еще часть — под флагами Военно-морского флота Советского Союза. Лишь в январе 1995 года стороны договорились о разделе: 81,3% флота отходило России, остальное — Украине (причем часть украинской доли Москва выкупала у Киева). Россия сохраняла военно-морские базы в Керчи, Севастополе, Феодосии и на озере Донузлав. Причем основным местом базирования украинских ВМС также становился Севастополь.

Споры о российском военном присутствии в Крыму продолжались и в 2000-е годы.

В 2010 году на фоне ожесточенных споров в Верховной раде были подписаны Харьковские соглашения – регулирующие аренду баз в Севастополе Россией после 2017 года.

Для России вопрос о Севастополе был критически важен: дело в том, что настолько удобной военной гавани в Черном море больше нет. Цемесская бухта в Новороссийске занята коммерческим флотом (там находится крупнейший в России торговый порт), строительство инфраструктуры для флота там стоило бы дорого. В Туапсе и Темрюке находятся лишь вспомогательные базы, и размещать корабли там негде. Бухта в Очамчире находится на территории частично признанной Абхазии, и ее аренда стала бы таким же сложным с внешнеполитической точки зрения делом, как и Севастополя.

После присоединения Крыма к России Москва в одностороннем порядке денонсировала Харьковские соглашения. Корабли под флагом ВМС Украины покинули полуостров, отправившись в сторону Николаева. Таким образом, сейчас Черноморский флот России единолично контролирует базы в Крыму. Более того, в новых условиях именно на это подразделение российского флота (в котором служат около 21 тыс. человек) будет обращено особое внимание властей.

При подготовке материала была использована следующая публикация: Мязговский Е.А. История Черноморского флота. 1696–1912. Спб.: Товарищество Суворина, 1914.

Загрузка