Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Одаренные на всю голову

О плюсах и минусах Всероссийских олимпиад школьников

Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался в том, кто такие победители Всероссийских олимпиад школьников — одаренные ребята или чудаки, с которыми невозможно общаться, — и в чем же заключаются плюсы и минусы школьных олимпиад.

Победителей Всероссийских олимпиад называют или гениями, или ботаниками, или людьми, которые не знают ничего, кроме одного предмета. Отдел науки «Газеты.Ru» решил разобраться в этом вопросе и поговорить с ребятами, поступившими с помощью олимпиад в ведущие российские вузы. Участники опроса рассказали о плюсах и минусах Всероссов и поразмышляли над тем, хорошая ли это идея — пускать всех олимпиадников в университеты без экзаменов.

Полина Рыжова (Всероссийская олимпиада по литературе, выпускница МГИМО, специальность — международная журналистика, хинди)

Во-первых, олимпиады — это самый удобный и доступный образовательный лифт. Нажимаешь на кнопку — едешь на нужный этаж, выигрываешь олимпиаду — берешь диплом и едешь в нужный тебе вуз. При этом победителей обычно бывает много: одно первое место, пара вторых и десяток третьих. Засчитывается любая победа в старших классах — с девятого по одиннадцатый. Главное, тут все работает более или менее просто и прозрачно, в отличие от того же ЕГЭ. И за много лет я ни разу не слышала о каких-то коварных подкупах, интригах и подтасовках.
Во-вторых, олимпиады — это интересно.

В литературе они позволяют высунуться за рамки школьной программы со всеми ее тоскливыми «темами любви в романе Толстого или «женскими образами в пьесах Островского».

Олимпиады позволяют начать мыслить свободно, за рамками ужасных учебных трюизмов.

В-третьих, победа на олимпиаде позволяет школьнику почувствовать свою экономическую значимость. В 2008 году, если мне не изменяет память, за третье место давали около 30 тыс. руб. Затем обычно поощряют на региональном уровне, городском и даже школьном, в зависимости от бюджетов. И все это за то, что ты вроде как умный. И государство этими деньгами сообщает тебе, что вроде как это ценит. Приятное чувство.

Алексей Шередега (Всероссийская олимпиада по экономике, выпускник Высшей школы экономики, специальность — экономика)

Кроме очевидного весомого довода в виде поступления в любой российский вуз по профилю олимпиады на бюджет, можно выделить еще несколько плюсов у олимпиад. Во-первых, возможность официально попутешествовать за счет школы, так как финалы Всероссийской олимпиады проходят в разных городах. Во-вторых, за призовое место в финале положен небольшой денежный приз.

В-третьих, возможность сравнить себя со школьниками из других городов.

В частности, в свое время на олимпиадах по экономике было видно, как участники из одного города отлично решают задачи, а представители другого региона лучше писали эссе на экономические темы. Дополнительным бонусом можно считать особое отношение со стороны учителей и, например, возможность получать освобождение от уроков на подготовку к олимпиаде, которое не всегда использовалось по прямому назначению.

В школе я был заядлым геймером и тратил по несколько часов в день на компьютерные игры. В десятом классе я впервые попал на финал Всероссийской олимпиады по экономике, но баллов для призового места чуть-чуть не хватило. На следующий год я удалил все компьютерные игры, чтобы не мешали подготовке, и большую часть освободившегося времени тратил на изучение экономики.

Но можно выделить и несколько минусов Всероссийских олимпиад. Часть школьников немного отрываются от реальности, привыкнув к особому отношению со стороны окружающих и необходимости делать упор только на один предмет.

Когда они приходят в вуз, то не могут перестроиться на долгую методичную работу по многим направлениям при отсутствии такой видимой цели, какой был для них финал олимпиады.

К тому же они теперь не школьные «звезды», а просто одни из студентов. Были случаи, когда несколько крутых олимпиадников вылетали из вуза, мне известны случаи, когда доходило даже до самоубийства.

Другой негативный эффект заключается в том, что часть олимпиадников забрасывает все остальные предметы для подготовки к олимпиаде. В разговоре с такими людьми периодически замечаешь вопиющие пробелы в их элементарных школьных знаниях. Зато свой предмет они уже в школе знают на уровне второго курса университета.

На мой взгляд, нельзя мерить всех под одну гребенку. Олимпиадники такие же школьники, поэтому среди них есть те, кого в школе называют «ботанами», есть и ребята, у которых все легко получается, поэтому они особо и не напрягаются. Но большинство олимпиадников, с кем я позже учился, были довольно большими раздолбаями по жизни, но учебе это не мешало.

Михаил Лабзин (Всероссийская олимпиада по истории, выпускник МГИМО, специальность — регионоведение)

Историей я занимаюсь с восьми лет, поэтому предложение поучаствовать в школьной олимпиаде по этому предмету в девятом классе я воспринял с энтузиазмом. Благодаря моим знаниям мне удавалось занимать призовые места на региональном этапе в девятом и десятом классах, однако на заключительный этап я поехал только в одиннадцатом классе.

На Всероссийской олимпиаде я стал призером. Изначально я не знал о тех льготах, которые предоставляет олимпиада, поэтому моей целью было просто занять достойное место. Конечно, когда я узнал, что благодаря моему диплому у меня есть возможность поступить в любой вуз страны на историческое направление, выбор был сделан в пользу МГИМО, так как мне хотелось с максимальной пользой применить свои знания на практике.

В МГИМО кроме меня в разные годы поступило еще много ребят — победителей и призеров Всероссийской олимпиады по истории.

Я был уверен, что по знаниям истории многие из них на голову выше меня.

Однако каково было мое удивление, когда некоторые из олимпиадников в разговоре показали незнание элементарных вещей из исторической области. Как выяснилось, в школе большую часть времени они посвящали подготовке к олимпиаде и изучению процесса решения заданий, в результате чего они показывали очень высокие результаты, в то время как знания у них были весьма поверхностные.

Олимпиада дает возможность талантливым детям достичь больших профессиональных успехов. Тем не менее зачастую из-за незнания процесса прохождения олимпиады многие ребята занимают места ниже, чем заслуживают.

Яна Хлюстова (Всероссийская олимпиада по французскому языку, выпускница Высшей школы экономики, специальность — востоковедение)

У меня на счету два диплома Всероссийской олимпиады по французскому языку. Не могу сказать, что я усиленно занималась французским, чтобы попасть на заключительный этап олимпиады, это не было целью. Мне просто нравился язык, у меня получалось.

А олимпиада стала таким естественным дополнением этих занятий.

Очевидный плюс диплома Всероссийской олимпиады — разумеется, поступление на бюджет на профильный факультет. В моем случае, однако, все оказалось не так просто: на те факультеты, где мне было гарантировано бюджетное место, я идти не хотела, поэтому оставила их как запасной вариант. Поступала я по результатам ЕГЭ в общем конкурсе, диплом Всеросса был зачтен только как 100 баллов за ЕГЭ по иностранному языку.

Кроме этого, попав на заключительный этап, можно сравнить свои знания с уровнем других школьников. Я оканчивала школу в Северодвинске (небольшой город в Архангельской области), где французский язык, мягко скажем, не является самым популярным и распространенным предметом. Поэтому, конечно, было интересно понять уровень подготовки школьников из Москвы или Санкт-Петербурга.

Если говорить о минусах… Я сталкивалась с тем, что с некоторыми участниками заключительного этапа в прямом смысле слова невозможно было разговаривать: они настолько гордились своими знаниями и тем, что они здесь, что не могли говорить ни о чем, кроме себя и своих талантов.

Причем иногда — видимо, для большей убедительности — переходили на французский.

Ну и, конечно, нельзя не сказать о процессе отбора в финал олимпиады. Для этого нужно пройти через школьный, городской и областной этапы. Иногда бывает такое, что через школьный этап пройти сложнее, чем через областной, просто потому, что учителя хотят «продвинуть» определенного ученика, ставят ему более высокие баллы… А потом на городском или областном этапе он проваливается и дальше не проходит. Лично я, правда, с таким не сталкивалась.

Екатерина Шутова (Всероссийская олимпиада по литературе, МГИМО, специальность — международная журналистика)

О победителях Всероссов часто говорят как о ботаниках, занудах, странных и неадекватных личностях. А вот я считаю, что олимпиадники — это в большинстве своем ребята, которым просто повезло или которые занимались с хорошим и дорогим репетитором.

Лично мне повезло. На заключительном этапе олимпиады по литературе мне достался текст малоизвестного автора, но сборник сочинений этого малоизвестного автора подпирал тумбочку у меня в деревне. А еще, поскольку олимпиада проходила в Орле, мне все в голос говорили: «Катя, там, наверное, будут задания про Тургенева, Бунина или Лескова».

Кажется, про кого-то из них задание и было.

Кстати, мне кажется, что нельзя позволять олимпиадникам бесконечным потоком ломиться в ведущие вузы. Для вуза это чревато студентами, которые более или менее подкованы только в одном предмете (впрочем, я встречала таких победителей по литературе, которые не читали ни Толстого, ни Достоевского и активно позорились на семинарах). Для студентов это чревато трудностями с учебой. Я, например, поступила в МГИМО, так как «для девушки из Нижегородской области это круто и престижно», и в итоге в сентябре обнаружила, что английский язык, который я раньше не учила, будет у меня изучаться на продвинутом уровне. Никогда не забуду выражение лица преподавателя, когда я прочитала на семинаре слово spinaсh («шпинат») как «спинах».

Алексей Балицкий (Всероссийская олимпиада по математике, студент шестого курса факультета управления и прикладной математики МФТИ)

1. Плюсы

Если в двух словах, то я считаю организацию тех Всероссов, на которых я был, идеальной. Я имею в виду финальные этапы по математике и информатике. Главное, что я хочу отметить, это то, что финальный тур проходит абсолютно честно, там исключена коррупция, произвол и любые другие отрицательные феномены, типичные для других мест. Сейчас я уже знаю лично большую часть математиков, участвующих в оргкомитете и жюри олимпиады, в их компетентности и честности я уверен на 100%.

Хорошо также то, что задачи для региональных этапов присылаются из центра. Это сокращает произвол и подтасовки на местах.

Но самый большой плюс, на мой взгляд, Всероссийской олимпиады (и этого плюса заведомо лишены все прочие абитуриентские олимпиады, дающие льготы при поступлении) — это то, что она действительно очень сильно мотивирует заниматься самообразованием, решать интересные задачи, постигать новое. А не просто готовиться к ЕГЭ (или другим абитуриентским олимпиадам) как самоцель.

2. Минусы

Плохо проводятся региональные этапы в регионах, где нет олимпиадных традиций, летних школ, где мало сильных преподавателей-энтузиастов.

Проверяют олимпиаду зачастую люди недостаточно компетентные.

Я могу это утверждать, поскольку сам вырос в одной такой области.

Плохо становится, когда начинает вмешиваться Минобраз. Так, они отменили зональный этап олимпиады. Они устанавливают квоты на то, сколько человек можно пригласить на финальный этап и сколько процентов из них можно наградить, иногда эти ограничения лишают организаторов возможности наградить столько талантливых ребят, сколько следовало бы. Также в один год был скандал, когда чиновники от образования (в объезд оргкомитета) вписали в списки победителей каких-то левых людей, которые не участвовали в олимпиаде.

3. Сложно ли победить

Сложно! Специфика Всероссийской олимпиады в том, что задачи там нетиповые, с изюминкой. На них нельзя натренироваться, прорешав стандартный абитуриентский сборник. Нельзя научиться их решать, записавшись на платные курсы подготовки. Чтобы преуспеть в этом занятии, нужно этим гореть, нужно ставить перед собой не корыстные сиюминутные цели, а более глобальные. Зато победа в такой олимпиаде придает уверенности в себе и служит неисчерпаемым источником мотивации для будущего развития.

Светлана Карзина (Всероссийская олимпиада по литературе, выпускница МГУ имени Ломоносова, специальность — филология)

С уверенностью могу сказать, что олимпиадное движение — самая яркая страница моей школьной жизни. И участвовала я в олимпиадах не просто потому, что это престижно, дает определенные привилегии в будущем, а потому, что мне это нравилось.

Нравилось готовиться, получать редкие знания, которые не давались в школе, пробовать свои силы в чем-то новом, сложном и поначалу непонятном.

Нравилось чувствовать особое вдохновение и волнение при участии в самой олимпиаде, ведь тут, в отличие от контрольных и экзаменов, тебя не ставили ни в какие рамки и можно было показать максимум из того, на что ты способен. Еще нравилась сама атмосфера олимпиад: талантливые люди со всей страны, с которыми было легко и интересно общаться (и нет, участники олимпиад — это не зануды, вечно сидящие в книжках, а всегда веселые и активные ребята), известные преподаватели вузов, экскурсии, расширяющие кругозор, дополнительные конкурсы, концерты. Все это главная причина, по которой я так стремилась участвовать во Всероссийской олимпиаде. 

Пришлось ли чем-то жертвовать ради этого? Оглядываясь назад, не могу сказать, что я приносила в жертву олимпиаде учебу в школе, хобби, друзей.

Времени хватало на все, а родители, друзья и преподаватели помогали мне его оптимально организовывать.

Я чувствовала их постоянную поддержку, и это одна из главных причин моего победного результата на Всероссе. Плюсов у Всероссийской олимпиады море: люди, атмосфера, очень приятные бонусы за победу (каждый, кто ехал на олимпиаду, знал, что призовое место — его билет на бюджетное место в любом из лучших вузов)… А минус, наверное, только один — олимпиада заканчивалась. А всегда хотелось еще и еще!

Загрузка