Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пираты сели спокойно

Шестеро захватчиков сухогруза Arctic Sea получили от 7 до 12 лет колонии

В Архангельске вынесен приговор шестерым захватчикам сухогруза Arctic Sea. Признававшие свою вину пираты заслужили снисхождение суда, а самый большой срок — 12 лет в колонии строгого режима — получил Игорь Борисов, который говорил, что оказался на Arctic Sea случайно. Суд поверил не ему, а пострадавшим морякам, которые рассказали, что Борисов их бил.

В четверг Архангельский областной суд огласил приговор по делу о нападении на сухогруз Arctic Sea с российскими моряками в июле 2009 года. Всего в рамках уголовного дела о пиратстве было арестовано девять человек, но трое захватчиков — Дмитрийс Савинс, Андрей Лунев и Сергей Демченко — заключили сделку со следствием и были осуждены в Москве. Остальных фигурантов дела привезли в Архангельск, где живут потерпевшие моряки и находится пострадавшая компания «Солчарт-Архангельск», в адрес которой поступали требования о выкупе за судно. Процесс начался в конце декабря прошлого года, и через три месяца суд вынес подсудимым обвинительный приговор.

По ч. 3 ст. 277 УК (пиратство) Виталийса Лепинса и Евгения Миронова приговорили к 7 годам лишения свободы, Алексея Андрюшина, Дмитрия Бартенева и Алексея Булева к 10 годам лишения свободы, Игоря Борисова к 12 годам.

Все пираты отправятся в колонию строгого режима, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Архангельского областного суда.

Согласно обвинительному заключению, 22 июля 2009 года Arctic Sea под мальтийским флагом с экипажем из 15 россиян вышел из Финляндии и 4 августа должен был прибыть в алжирский порт Беджайя. Однако 28 июля связь с судном в Балтийском море прервалась. Как рассказали впоследствии освобожденные российскими военными моряки, к судну подошла надувная лодка с вооруженными людьми в масках и словом Policia на комбинезонах, которые избили команду и захватили сухогруз. Однако капитану Arctic Sea удалось связаться с компанией-судовладельцем, и к операции по освобождению подключились российские военные, отбившие судно у пиратов в районе Кабо-Верде.

«Суд назначил Лепинсу и Миронову наказание ниже низшего предела (минимальный срок по этой статье 10 лет), учитывая их признательные показания и наименее значительную роль в преступлении. Вместе с тем при вынесении приговора суд учел, что захват был тщательно спланирован, люки на судне были задраены, везде установлены видеокамеры, которые позволили пиратам отслеживать каждый шаг экипажа, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Архангельского облсуда Ксения Соловьева. — Если бы не капитан, который спрятал мобильный телефон в кармане шторы своей каюты, где его заперли, последствия могли быть гораздо более серьезными».

Собеседница также отметила, что Борисов, получивший самый длительный срок — 12 лет, был единственным изо всех подсудимых, который так и не признал вины, настаивая, что оказался среди захватчиков «случайно».

«Но материалы дела и показания других пиратов свидетельствуют о том, что Борисов участвовал в наборе людей для захвата. А моряки рассказали, что он их избивал и контролировал происходящее на Arctic Sea, заняв капитанский мостик», — рассказала Соловьева.

В качестве свидетелей обвинения в суде выступали двое уже осужденных пиратов — Савинс и Лунев. «Если Лунев отвечал на вопросы односложно, ссылался на плохую память, то Савинс дал подробные развернутые показания, отвечал на вопросы с юмором, был предельно жизнерадостен», — вспоминают в пресс-службе суда.

Напомним, Савинс, осужденный на семь лет строгого режима, рассказал, что с помощью нападения на сухогруз, больше характерного для Сомали, члены группировки хотели создать у судовладельцев иллюзию, что Балтийское море стало небезопасным. Идея, утверждал он, принадлежала эстонскому предпринимателю Ээрику-Нийле Кроссу, в прошлом руководившему эстонской внешнеполитической разведкой. За Arctic Sea планировалось потребовать крупный выкуп, а громкая история с захватом, которую все лето 2009 года обсуждали СМИ, должна была подстегнуть интерес судовладельцев к охранным предприятиям, готовым работать в Балтийском море.

Участников группы захвата Савинс и Борисов набирали в основном среди жителей Прибалтики российского происхождения: у многих подсудимых в паспорте стоит отметка «не гражданин».

«Они оказались в каком-то смысле «за бортом» жизни в своих республиках и довольно трезво осознавали, на что шли, — отмечает представитель Архангельского областного суда. — На заседаниях все вели себя сдержанно и разумно, давали показания в корректной форме. Все они прекрасно владеют русским языком, грамотно излагают свои мысли. К приговору подсудимые тоже отнеслись довольно спокойно — знали, что наказание будет серьезным».

Потерпевшими по делу о захвате Arctic Sea проходили 15 моряков, компания-судовладелец Arctic Sea Ltd. и директор «Солчарт-Архангельск». Многие из них заявили имущественные иски к пиратам, но их рассмотрят позже, в порядке гражданского судопроизводства. Огласив приговор, суд обязал пиратов выплатить каждому потерпевшему члену экипажа по 300 тысяч рублей (с каждого подсудимого по 50–60 тысяч в пользу одного моряка).

По официальным данным, которые фигурируют и в приговоре суда, на борту сухогруза находился груз древесины стоимостью 2 млн евро, который он вез из Финляндии в Алжир. Но обстоятельства таинственного исчезновения судна и внимание к Arctic Sea российских властей породили несколько версий о нелегальном грузе (от наркотиков до огнестрельного оружия и крылатых ракет). Сразу после обнаружения сухогруза глава СКП Александр Бастрыкин в своем интервью «Российской газете» не исключил, что в ходе более тщательного обыска следователям все же удастся найти под пиломатериалами запрещенный груз. «Есть варианты, что там мог быть не только лес», – сказал он, но в более поздних выступлениях заявлял, что «конспирологические версии не подтвердились».

Среди версий, выдвинутых российскими и зарубежными СМИ, была следующая: захват корабля был спланированной операцией по дискредитации России. Якобы предполагалось, что Россия перевозила на нем оружие в Иран, а сотрудники некой спецслужбы из Европы или с Ближнего Востока захватили его и угрожали обнародовать информацию о тайном грузе.

Этим, писали многие зарубежные издания, и объяснялась такая масштабная операция по спасению 98-метрового сухогруза, в которой было задействовано пять российских военных кораблей и две атомные подводные лодки, которые отправились на поиски Arctic Sea после приказа российского президента Дмитрия Медведева.

Однако следователи настаивают, что эта и любые другие подобные версии не соответствуют действительности и речь шла об обычном вооруженном захвате.

Что касается эстонского предпринимателя Кросса, которого осужденные пираты называют заказчиком преступления, его местонахождение следователям неизвестно.

Новости и материалы
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
Все новости