Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я к вам не поеду»: как ошибаются операторы службы спасения

«Ложных вызовов нет»: как устроена работа операторов «112»

Невнятная речь, смех и ругань могут ввести в заблуждение операторов службы спасения — они не отреагируют на вызов, что приведет к трагедии. Люди кончают жизнь самоубийством, замерзают в лесу или гибнут в руках насильников, так и не получив помощи. О том, какими качествами должен обладать оператор «112», какое наказание ему грозит в случае ошибки и какие технологии помогают оперативно оказывать помощь, рассказывает «Газета.Ru».

Непрофессиональная реакция оператора службы спасения привела к смерти 17-летнего подростка из Санкт-Петербурга — за несколько минут до самоубийства он набрал «112», однако так и не получил необходимой помощи. Сотрудница линии не восприняла намерение школьника всерьез.

В январе 2020 года звонки в службу спасения также не смогли спасти жизнь 23-летней студентки Веры Пехтелевой из Кемерово. За 3,5 часа, на протяжении которых бывший молодой человек истязал девушку, соседи звонили оператору службы «112» шесть раз. Однако полиция так и не приехала, так как операторы не довели информацию до оперативных нарядов.

Еще одна трагедия произошла в 2019 году в Воронеже. Тогда 15-летняя девочка заблудилась в лесу и набрала «112», однако оператор не стал ее слушать. «Мне объяснять не надо — я к вам не поеду», — сказал он и переключил звонок на станцию скорой помощи, сообщив диспетчеру, что школьница находится «у понтонного моста». Ее труп нашли спустя два дня — подросток умерла от холода. 

Вне зависимости от того, как собеседник преподносит информацию, сотрудники службы спасения «112» не имеют права разделять звонки на «ложные» и «настоящие» — помощь должна быть оказана, даже если происходящее похоже на шутку, рассказала «Газете.Ru» бывший оператор «112» Воронежской области Елена Бурова, которая проработала на линии более пяти лет, начиная с 2014 года.

«В этом плане все очень строго — мы должны реагировать на звонки в любом случае, даже если отчасти понимаем, что это шутка. Звонить, уточнять все детали, отправлять помощь. Оператор обязан реагировать на любые вызовы, даже если звонок поступает в 20-й раз. Технологических средств предотвращения ложных звонков нет — их же нельзя просто заблокировать, вдруг там человеку помощь понадобится», — пояснила она.

В целом операторам проще реагировать на любые звонки, так как никаких штрафов за отработку ложных вызовов не существует. А вот в случае неисполнения своих обязанностей можно понести уголовную ответственность. Наказание по этой статье — от пяти до семи лет лишения свободы.

«Операторов за ложные вызовы не штрафуют и не увольняют, поэтому самостоятельно отсеивать звонки на ложные или не ложные мы не можем. Ложных для нас не существует. Нужно всегда направить помощь, сообщить в экстренные службы, а они уже дальше будут разбираться по факту, когда приедут на место», — подчеркнула Бурова.

В среднем оператор принимает по 250-300 звонков в день по самым разным поводам — от разбитого градусника до пожара, рассказывала «Москве 24» главный специалист по приему и обработке экстренных вызовов службы «112» города Москвы Татьяна Щербакова. При этом отклонить звонок нельзя, даже если человек просто молчит в трубку.

Многим операторам приходится сталкиваться со сложными звонками, когда люди, находясь в критической ситуации, кричат, смеются и ругаются, не сообщая необходимой для оператора информации.

«В такой ситуации лучше сначала спросить, как его зовут, чтобы обращаться к человеку уже по имени. Не кричать и ни в коем случае не находиться с ним на одном эмоциональном уровне. Где-то можно добавить строгости в голосе, но все равно вести себя с абонентом спокойно и не поддаваться на его эмоции», — уточняла Щербакова.

При этом отклонить звонок нельзя, даже если человек просто молчит. Татьяна Щербакова, например, однажды приняла звонок от немого человека, который издавал невнятные звуки в трубку.

«Пришлось искать выход из ситуации — попросила его отвечать на вопросы стуком в трубку. «Да» — один стук, «нет» — два стука. Так мужчину удалось спасти», — рассказывала Щербакова.

В целом для работы оператором нужен особый психологический строй и душевный склад, который поможет найти выходы из самых нетипичных ситуаций, уверена ведущий специалист по приему и обработке экстренных вызовов Службы «112» Москвы Мария Грицай.

«Если этого нет, то на вызовы будет отвечать бездушный «коммутатор», которому сказали «делай так», и он делает. Важно понимать, что алгоритмы — это не просто бездумные вопросы и записывание ответов на автомате, а осознание текущей ситуации, понимание, какой вопрос задать, чтобы быстрее получить нужную информацию, понимание, что ты имеешь дело с живым человеком, что на тебе лежит груз ответственности за его жизнь», — говорила Грицай порталу mos.ru.

Сейчас работу операторов значительно упрощают современные технологии. По словам начальника информационно-аналитического отдела Андрея Кравцева, значительную часть необходимых данных оператор получает, как только поднимает трубку.

«Во-первых, специалист сразу видит на карте, откуда звонит абонент. Если человек запутался и, например, сказал, что находится на Дубнинской улице, хотя на самом деле он на Дубининской — это не страшно, оператор легко поймет, что звонящий имеет в виду. Во-вторых, в экстренных ситуациях специалист может подключиться к находящейся рядом камере видеонаблюдения, чтобы перепроверить информацию», — объяснял Кравцев РИА «Новости».

Основная задача оператора — выяснить необходимую информацию при помощи простых вопросов. По особым типовым признакам, которые внесены в специальный список автоматической системы, далее он выбирает необходимые службы спасения, которым тут же поступает сигнал о вызове.

«Теперь не надо последовательно всех обзванивать, что очень экономит время, все службы принимают информацию автоматически и одновременно. Возьмем, например, ДТП. Если есть пострадавшие, сигнал получает скорая помощь, на само происшествие мобилизуется полиция. О разлитии топлива сообщают пожарным, а если оно потекло в ливневку, сигнал уходит в «Мосводосток», и так далее», — заключил Кравцев.

Новости и материалы
В Сумах произошел взрыв
Портативную консоль Asus ROG Ally 2024 покажут в июне
Названы лучшие гаджеты Apple по версии пользователей
В Москве задержан устроивший стрельбу на Коровинском шоссе
Российская фигуристка выложила необычное селфи
Недорогой смартфон Google будут обновлять на протяжении семи лет
ХАМАС готов освободить 33 израильских заложника
Бойца ВСУ застрелили сослуживцы за съемку позиций
На Эльбрусе нашли двух потерявшихся туристов
Меган Фокс и Machine Gun Kelly решили вернуть отношения с помощью психолога
В Белгороде отменили ракетную опасность
«Жирона» впервые в истории вышла в Лигу чемпионов
Благодатный огонь доставили в Россию
Лара Крофт в следующей части игры отправится в Индию
Россиянам назвали продукты, снижающие кровяное давление
Биолог Лялина: бананы и другие богатые калием фрукты помогают снизить давление
Врач рассказал, сколько шашлыка можно съедать за раз
Токсиколог Кутушов: разовая порция шашлыка не должна превышать 250 граммов
На Украине назвали условие для ввода иностранных войск в страну
В Белгороде и Белгородском районе запущена сирена ракетной опасности
Все новости