Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подозрительная операция: свыше 40% мошенников в РФ притворяются банком

Звонок из банка стал самым распространенным видом мошенничества в России

В попытках обмана россиян мошенники чаще всего действуют от имени банка, а самым распространенным каналом связи с жертвой является телефон — об этом свидетельствуют данные статистики сервиса «Мошеловка», запущенного в мае текущего года. Кем обычно представляются и какие подходы наиболее часто используют злоумышленники для обмана граждан — в материале «Газеты.Ru».

Чаще всего кибермошенники в России представляются сотрудниками банка — специалистами службы безопасности, отдела одобрения кредитов, отдела финансового мониторинга или техническими специалистами, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе сервиса «Мошеловка». Этот портал был запущен в конце мая нынешнего года и предназначен для того, чтобы граждане РФ могли сообщения о кибермошенничестве, которые в дальнейшем будут переданы в правоохранительные органы

Так, из всех обращений, обработанных сервисом, на долю фейковых банковских служащих приходится 40,8% случаев обмана россиян.

Также весьма распространены обращения якобы от представителей торговой площадки или продавца (16,3%), от имени государственной организации (10,2%) или от брокера (6,2%). Гораздо реже встречаются попытки злоумышленников замаскироваться под близких или друзей (1,9%), кредитную организацию (1,5%) или коллекторов (0,8%). Также встречаются фальшивые представители риелторских агентств, телефонных операторов, туристических фирм и др.  

Наиболее распространенным каналом, через который мошенники связываются с жертвой, оказался телефон — этот способ связи указан более чем в половине (54,4%) полученных заявок. Вторым по популярности оказались мошеннические сайты — 10,2% случаев. Далее следуют попытки обмана через сообщения в соцсетях или мессенджерах (7,1%), подозрительные рекламные объявления (5,4%), письма на e-mail (3,3%), сайты объявлений или знакомств (2,7%).

Крайне редки попытки обмана при непосредственно физическом контакте (2,3%) и рассылки по SMS (1,3%).

Что касается подходов мошенников к жертве, то они отличаются заметным разнообразием, поэтому наибольшая доля случаев была вынесена «Мошеловкой» в вариант «Другое» — свыше 47%. 

Если же брать в расчет уже структурированные варианты, то наиболее часто среди мошенников встречаются попытки заставить жертву установить приложение на телефон (14,6% случаев). Также распространены случаи, когда злоумышленники всеми силами торопят граждан с покупкой товаров или услуг (13,7%) в попытке снизить их бдительность и в конечном счете обмануть. В 11% случаев мошенники пытались заставить перевести деньги по чужим реквизитам, в 6,2% случаев – выведать одноразовый пароль из SMS или CVV/CVC код с банковской карты. Требования подписать сомнительный договор встречались в 3,3% случаев, погасить несуществующий кредит – в 2,7%, просьбы денег в долг – в 1%.  

По итогам трехнедельной работы сервиса был также выделен топ-3 наиболее популярных схем работы мошенников.

Так, на первом месте оказался звонок из «службы безопасности» банка в попытке выведать данные карты, пароль из SMS или CVV/CVC-код. Второе место занял звонок из «полиции/прокуратуры», когда жертву просят перевести свои деньги на «защищенный» счет в рамках расследования работы недобросовестного сотрудника банка. Третья схема связана с недобросовестными интернет-магазинами — на сайте какого-либо магазина предлагается товар со значительной скидкой, которая действует ограниченное время, или продавец предлагает срочно совершить сделку. Для покупки требуется предоплата, после чего мошенник исчезает и не выходит на связь. 

С момента запуска платформы по сбору сигналов о мошенничестве Народного фронта «Мошеловка» было получено свыше 4000 обращений граждан из более чем 130 российских городов.

Почти треть из них (31,7%) поступило из Москвы, а 9,2% — из Санкт-Петербурга. Также в первую десятку по обращениям вошли Краснодар, Воронеж, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Саратов и Ижевск.  

«Результаты анализа обращений, поступивших на «Мошеловку», по нашему мнению, довольно неплохие, — сообщила «Газете.Ru» руководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. — Мы видим, что граждане знакомятся с этим новым инструментом и проявляют гражданскую сознательность, сообщая о попытках мошенничества и передавая данные злоумышленников». 

По словам Лазаревой, «Мошеловка» — это живой и гибкий механизм, и пока он получается именно таким, каким задумывался создателями.

«Благодаря поступившим от граждан сведениям и их анализу, мы планируем расширить список категорий, которыми можно будет определять действия злоумышленников и систематизировать их в автоматическом режиме», — заключила собеседница издания.

Новости и материалы
В США раскритиковали заявление генерала Ходжеса о ядерном оружии РФ
Солистка группы «Чи-Ли» пожаловалась на выгорание из-за славы
ВСУ атаковали Белгородскую область дроном-камикадзе
Экс-наставник «Спартака» номинирован на приз лучшему тренеру сезона АПЛ
Назван потенциальный преемник Тима Кука на посту главы Apple
Названы препараты, повышающие риск развития опухоли мозга
На Красной площади заметили потерянный участником парада Победы ботинок
Бастрыкин заинтересовался отравлением годовалого ребенка наркотиками матери в Москве
Воздушная тревога объявлена в ряде регионов Украины
США и Британия обсудили стратегические санкции против России
Украинцев предупредили о подорожании цен на электричество
В Германии назвали собаку Лукашенко «отвлекающим маневром» на параде Победы
Российский флаг появился в небе над Францией
Петербургская пенсионерка пообщалась с мошенниками и лишилась 7,2 млн рублей
Несколько сотен человек приняли участие в акции «Бессмертный полк» в Берлине
Эрдоган призвал Россию и Украину вернуться к переговорам
Tesla заморозила наем новых сотрудников
«Ангел» Victoria's Secret задала тренд на бикини-«ниточки»
Все новости